понедельник, 3 июня 2013 г.

Судьба доктора Полякова –пример наркозависимости и её последствий.

Конспект урока по литературе, проведённого в 10 классе  учителем Кисляковой С.Б. по профилактике СПИДа (на основе рассказа М.Булгакова «Морфий»)

Тема урока: Судьба  доктора Полякова –пример наркозависимости и её последствий.
Цель урока: на примере истории жизни главного героя –доктора Полякова- выяснить причины и последствия наркозависимости как одного из возможных путей заражения СПИДом
  1. Орг  момент
  2. Вступительное слово учителя: как это не странно прозвучит, но сегодня на уроке литературы мы будем говорить о проблеме, которая волнует, на мой взгляд, людей всех стран и континентов, вне зависимости от национальности- проблема профилактики СПИДа.
  3. Беседа с учащимися
1)      Что вы знаете О СПИДе?

2)      Каковы основные пути его заражения?

3)      Люди каких групп находятся в группе риска?

  1. Аналитическая беседа по рассказу М.Булгакова «Морфий»
Учитель: Мир шагнул в XXI век, однако эпидемия ВИЧ-инфекции продолжает уносить жизни тысяч людей. Широкому распространению этой болезни способствует тот или иной путь передачи возбудителя. В русской и мировой литературе есть много произведений, в которых описана не только негативна сторона жизни людей, имеющих фактор риска, приводящих к заболеванию, но и последствия самой болезни.
 Обратимся к рассказу М.Булгакова «Морфий». Краткая предыстория его появления.
Рассказ-повесть «Морфий», разумеется, теснейшим образом связан с «Записками юного врача» (прежде всего с рассказом «Звездная сыпь»), и его можно рассматривать как продолжение «Записок». Но он в то же время имеет свой особый стержень и свой нравственный смысл.
Булгаков одержал величайшую победу над коварнейшим и тягчайшим недугом и уже тем самым может быть поставлен в ряд выдающихся личностей, способных преодолеть непреодолимое. Он это понимал гораздо яснее, чем его ближайшие родственники, которые стремились любыми способами скрыть то, что не нужно было скрывать. Публикуя «Морфий», Булгаков проявил высочайшую сознательность, ибо с точки зрения житейской, в худшем смысле этого слова, ему лучше было об этом молчать. Но Булгаков в данном случае думал не о себе (он уже одержал славную победу), а о тех несчастных, кому суждено будет вкусить яду и кому вряд ли удастся преодолеть ужаснейший недуг. Он стремился предупредить тех, кто мог вступить на этот гибельный путь. Рассказ «Морфий» своей пронзительной правдой, достигнутой благодаря личному опыту, несет такой заряд назидательной силы, какой вряд ли до этого встречался в художественной литературе.
Необходимо также отметить, что повесть «Морфий», благодаря зигзагам и казусам современной русской истории, стала самым актуальным сочинением Булгакова. Ибо воистину неисчислимы полчища современных искателей неизведанного, таинственного и ранее запрещенного плода со знаком «S»! Явление это, наряду с дополняющим его всеобъемлющим пьянством и духовным растлением на фоне всевозрастающего невежества и сплошной деградации населения, может стать уже в ближайшие годы гибельным для России. И если существуют силы, способные предотвратить окончательный уход России в небытие, то среди прочих мер нравственного воздействия нужно использовать и художественный дар великого писателя, победившего искуснейшего и коварнейшего соблазнителя
Важно отметить, что Булгаков стал морфинистом не по собственной прихоти или по «любознательности», а по стечению обстоятельств, причем обстоятельств трагических, когда молодой врач спасал жизнь умирающему ребенку. Вот что об этом пишет Т. Н. Лаппа: «Как-то, когда мы жили в Никольском, привезли мальчика, больного дифтеритом. Михаил осмотрел его и решил отсосать пленки трубкой. Ему показалось, что при этом кое-что попало и ему. Тогда он решил ввести себе противодифтеритную сыворотку. Начался у него страшный зуд, который долго не прекращался, и Михаил попросил ввести ему морфий. После принятия морфия ему стало легче, и он, боясь повторения зуда, попросил повторить инъекцию. Так постепенно он стал привыкать к морфию...»
          Даже врач(главный персонаж) не смог бороться с роковым пристрастием. Вот цена ухода Полякова от действительности:
-быстрое привыкание;
-стремительный распад личности;
-унизительные, постоянные поиски наркотиков; (вплоть до преступления);
-невозможность вести полноценную, разнообразную жизнь, крах профессиональной деятельности;
-постоянная ложь, страх быть разоблачённым;
-страдания близкого человека, наблюдающего за постепенным, стремительным разрушением души и тела наркомана;
-самоубийство
Вчитаемся в предостерегающие строки, написанные человеком, не понаслышке знающим, что такое наркозависимость: «Кокаин- чёрт в склянке…»
Учитель: Обратите внимание на даты начала и окончания дневника доктора Полякова. О чём говорят нам эти даты?
Ученики: Начало дневника 20 января 1917 года, последняя запись- 13 февраля 1918 года. За один год молодой здоровый человек превратился в «развалину» в прямом и переносном значении слова.
Учитель: Зачем, по-вашему, доктор Поляков передал свой дневник доктору Бомгарду?
Ученики: В качестве своеобразного урока тем, кто, возможно, захочет попробовать.
Учитель: Это своеобразное предостережение все нам: наркотики – это путь в никуда:
«Я – несчастный доктор Поляков, заболевший в феврале этого года морфинизмом, предупреждаю всех, кому на долю выпадет такая же участь… Кокаин – сквернейший яд. Вчера Анна еле отходила меня камфарой, а сегодня я – полутруп…»
Учитель: Что стало причиной того, что молодой, вполне здоровый  молодой человек пристрастился к наркотикам? Только ли внезапная острая боль в желудке?
Ученики: Это был лишь повод. На самом деле доктору Полякову страшно одиноко в этой захолустной земской больнице. Кроме того, он испытывает боль душевную: от него ушла жена.
Учитель: Как произошло, что молодой врач стал морфинистом? Ведь он наверняка знал, к чему могут привести инъекции морфия?
Ученики: После первых же уколов все трудности доктора отошли на второй план. Ему даже казалось. Что он начал лучше работать. Он убеждал в первую очередь и Анну в том, что он не морфинист и никогда им не станет:
19 марта
Ночью у меня была ссора с Анной К.
- Я не буду больше приготовлять раствор.
Я стал её уговаривать:
-Глупости, Аннуся. Что я маленький что ли?
-Не буду. Вы погибнете.
-Ну, как хотите .Поймите, что у меня боли в груди!
-Лечитесь!
-Где?
-Уезжайте в  отпуск. Морфием не лечатся. (Потом подумала и добавила) Я простить себе не могу, что приготовила вам тогда вторую склянку.
-Да что я, морфинист, что ли?
-Да, вы становитесь морфинистом.
- Так вы не пойдёте?
-Нет.
Тут я впервые обнаружил в себе неприятную способность злиться и, главное, кричать на людей, когда я не прав
Учитель: Какие стадии заболевания прошел доктор Поляков ?  Как он это описывает?
Ученики: Сначала это были необычные сны, где явь переплеталась с галлюцинациями. Затем он стал замечать за собой, как он раздражается, когда делают не так, как хочет он, причем, он знает, что он не прав. Он все время пытается успокоить себя и других:
Действительно, morphium hidrochloricum грозная штука. Привычка к нему создается очень быстро. Но маленькая привычка ведь не есть морфинизм.
Но постепенно болезнь захватывает его настолько, что он совершает преступление: крадёт морфий из больницы, подделывает рецепты для аптеки.
 «Нет, я. Заболевший этой ужасной болезнью, предупреждаю врачей, чтобы они были жалостливее к своим пациентам. Не «тоскливое состояние, а смерть медленная овладевает морфинистом, лишь только вы на час или два лишите его морфия. Воздух не сытный, его глотать нельзя… в теле нет клеточки, которая бы не жаждала… Чего? Этого нельзя ни определить, ни объяснить… Движется, тоскует, страдает труп. Он ничего не хочет, ни о чём не мыслит, кроме морфия. Морфия!»
  «Смерть от жажды – райская, блаженная смерть по сравнению с жаждой морфия. Так заживо погребённый, вероятно, ловит последние ничтожные пузырьки воздуха а гробу и раздирает кожу на груди ногтями. Так на костре стонет и шевелится, когда первые языки пламени лижут его ноги..»
« Смерть – сухая, медленная смерть…»
«Шорохов пугаюсь, люди мне ненавистны…»
    «У морфиниста есть одно счастье, которое у него никто не может отнять, — способность проводить жизнь в полном одиночестве. А одиночество — это важные, значительные мысли, это созерцание, спокойствие, мудрость»
«Я не поехал. Не могу расстаться с моим кристаллическим растворимым божком.
Во время лечения я погибну.
И все чаще и чаще мне приходит мысль, что лечиться мне не нужно.»
«Внешний вид: худ, бледен восковой бледностью.
 Брал ванну и при этом взвесился на больничных весах. В прошлом году я весил 4 пуда, теперь 3 пуда 15 фунтов. Испугался, взглянув на стрелку, потом это прошло.
    На предплечьях непрекращающиеся нарывы, то же на бедрах. Я не умею стерильно готовить растворы, кроме того, раза три я впрыскивал некипяченым шприцем, очень спешил перед поездкой»
Обобщение:
Учитель: нам всем хорошо известно, какие меры надо принять, чтобы обезопасить себя от заражения ВИЧ, чего надо избегать: наркотиков, случайных связей, незащищённого секса. Но все ли относятся к этому серьёзно? Ведь некоторые люди позволяют себе легкомысленное поведение в отношении вполне реальной угрозы, успокаивая себя: «Со мной этого не случится. С кем угодно, только не со мной». Но почему?
Мы должны решить для себя: чего я хочу от жизни, что выбираю. Жизнь или угасание? Готов ли я пожертвовать собственной жизнью ради сомнительного минутного удовольствия, зная, чтоисправить ошибку будет невозможно и впереди мучительная смерть от СПИДа?

Творческая работа :
Сочинение (эссе): «Я не хочу заболеть СПИДом», «Спасение от СПИДа – здоровый образ жмзни»

Комментариев нет:

Отправить комментарий