понедельник, 3 июня 2013 г.


«Покровская ярмарка»
(методическая разработка фольклорного праздника)
Составитель: Смолёва Надежда Альбиновна,
руководитель клуба «Берегиня»,
педагог ДО, В КК

Цель: формирование нравственно-патриотических качеств обучающихся.
Задачи: - воспитание уважения и любви к народным традициям и обрядам;
             - развитие творческих способностей обучающихся.
Оформление: зал стилизован под старинную избу: скатерти на столах,
             на стенах вышитые рушники, школьники в народных костюмах.
Звучит русская народная музыка, выходят скоморохи и Большуха.
1-й скоморох:
Ото всех дверей, ото всех ворот
 Приходи скорей, торопись, народ!
2-й скоморох: Слушайте, да глядите,
3-й скоморох:
Да не говорите, что слыхом не слыхивали,
 Видом не видывали.
4-й скоморох:
Гостей округи Минусинской
 Зовём к вечёрке мы Кузьминской!
5-й скоморох:
Рассаживайтесь поскорей
 Кто в кресло, кто на лавку,
2-й чтец: Да не делайте давку!
6-й скоморох:
Ну что тут долго толковать,
 Пора вечёрку начинать!
 Не сковать реку без ноября-кузнеца.
Ноябрь гвоздит, а декабрь мостит.
 Большуха:
Рассвет с сумерками среди дня в ноябре встречаются,
 А мы встречаемся в ноябре с Кузьмой и Демьяном.
Проводится хороводная игра «Дударь».
Дударь-дударь, дударище, (Хоровод по солнцу вокруг дударя.)
 Старый, старый старичище,
 Мы тебя полечим, (Сужаются к центру.)
 Чтоб расправил плечи, (Расходятся.)
 Мы тебе поможем, (Движения такие же, как в двух предшествующих строках.)
 Станешь ты пригожим:
 Ты омолодишься (Разомкнутыми руками дети «лечат» дударя.)
 И развеселишься! (Хлопают в ладоши.)
 Дударь, дударь, что болит?
 - Нога! (Хоровод повторяется до ответа: Да я уже здоров! После пары «врачеваний» водящий меняется.)
1-й скоморох:
Кузьма-Демьян, два добрых брата,
 Жили в Азии когда-то
3-й скоморох:
И по доброте своей
 Исцелять могли людей.
2-й скоморох:
Врачевали от недугов,
 Изгоняли вредных духов,

4-й скоморох:
Милосердием души
 Очень были хороши!
6-й скоморох:
Хоть и были небогаты,
 Но с больных не брали платы,
5-й скоморох:
Не просили ни гроша
 Братья - добрая душа.
6-й скоморох:
Оттого их святый труд
 Бессеребряным зовут.
 Большуха:
Дружно все сейчас вдохнём,
 Да закличку запоём,
 Этой песенкой весёлой
 Братьев в гости позовём!
Да не поиграть ли нам, ребята!
Давайте встанем в 2 шеренги!
Проводится игра «Кузьма-Демьян»
Идёт Кузьма из кузницы, (Проходит вперёд.)
 Несёт Кузьма два молота. (Поочерёдно поднимает вверх кулаки.)
 Для рек и прудов (Проговаривая текст, метрично.)
 Накуёт мостов. (Стучит по 4 раза кулаком о кулак.)
Идёт Демьян из кузницы,
 Несёт Демьян два молота.
 С бережка на бережок
 Возведёт мосток. (Действия те же.)
- Идёт Кузьма из кузницы, (Двигаются навстречу друг другу.)
- Идёт Демьян из кузницы,
- Несут они по молоту, (Кулачки вверх.)
- По молоту, по молоту.
- Всем подарки накуют, («Куют» кулачками.)
А потом – раздают! (Поворот к зрителям, жест дарения.)
1-й скоморох:
Если дух в здоровом теле -
 Удаль просит воли.
 Распотешь себя, народ,
 Спой частушки что ли…
2-й скоморох:
Эй, ребята-молодцы,
 Озорные удальцы,
 Спойте братцы, да спляшите,
 Да гостей развеселите!
Большуха: долог день до вечера, коли делать нечего,
 а мы на веселье спорые, да весёлые!
Попоём-те-ка, ребята, частушки!

То не ветер, то не вьюга,
 То мои страдания.
 Было нас четыре друга:
 Клим, Трофим, Кузьма, да я.

Уважали нас в деревне,
 Узнавали за версту
 Я средь них считался первым
 За смертельну красоту.

А Трофим любил природу,
 Всё у речки загорал.
 Про работу и не думал,
 Лишь частушки распевал.
Вот Кузьма здоровьем редким
 Отличался от всех нас:
 Летом в проруби купался
 Да гусей на печке пас!

Ой, подружка дорогая,
 До чего ж ты хороша,
 Если б я была такая,
 Не болела бы душа.

Полотенце вышивала
Петухами, утками.
Я милёнка поджидала
Часами, минутками.

Пошла плясать
 Бабушка Лукерья,
На макушке нет волос
Прицепила перья.

Не стой, милый, на пороге –
Не большая тебе честь.
Рядом сядь со мной на лавку  -
Для тебя местечко есть.

Выхожу и начинаю
 я свои частушки.
 Затыкайте, дорогие,
свои нежны ушки.

На веселое гулянье
я пришел без ремешка.
Девяносто песен знаю,
еще дома полмешка.

 Ехал Ваня на баране,
 нова дудочка в кармане.
 Ваню бабушка любила,
 кашей масленой кормила.

 Полотенце вышивала
 петухами, утками.
 Я миленка поджидала
 часами и минутками.

На окошке два цветочка,
голубой да аленький.
Я парнишка боевой,
хоть и ростом маленький.

 Я частушек много знаю,
 и хороших и плохих.
 Хорошо тому послушать,
 кто не знает никаких.

Я плясал на три ноги,
потерял я сапоги.
Оглянулся назад:
сапоги мои лежат.

Пойдемте, девочки, домой,
я уж насиделася.
Моего милого нет –
на ваших нагляделася.

Пойдемте, девочки, домой,
пойдемте, ягодиночки.
Дадим хозяевам покой.
Закончим вечериночку.

Мы пропели, что сумели,
Поплясали от души,
Выходи на круг, кто смелый,
Пой погромче и пляши!



3-й скоморох: А не загадать ли девицам загадки?
4-й скоморох: Загадки отгадывать мы мастерицы.
5-й скоморох:
Деревяшка небольшая,
Три струны всего на ней.
А как только зазвенит,
Сразу всех развеселит.  (Балалайка)
6-й скоморох:
 Маленький черпачок,
Красненький колпачок.
Три раза в день берётся
И опять на место кладётся.  (Ложка)
7-й скоморох:
Морщинистый Тит всю деревню веселит. (Гармонь)
1-й скоморох:
В лесу вырос, на стене вывис.
На руках плачет,  кто слушает –скачет. (Гудок)
2-й скоморох:
В лесу-то тяп-тяп,
Дома-то ляп-ляп,
На колени возьмешь – заплачет.   (Балалайка)
Большуха: и мою загадку отгадайте!
                   Два рожка, одна ножка. (ухват)
Вот с таким предметом можно и поиграть, как в старину.
Проводится уральская игра «Я бы всё бы шеберяла»
Ход игры: два ухвата кладутся на пол накрест под углом 90*.
Все сидящие хором говорят слова, убыстряя с каждым разом: «Я бы всё бы шеберяла». Двое участников, выполняют различные перескоки. Кто более ловкий, тот остаётся, игра повторяется.
По желанию детей проводятся подвижные игры «Змея», «Покойник», «Ремешок» и др.
Большуха. Что ж, поиграли, повеселились! Час пришёл с Кузьмой-Демьяном прощаться! Дети идут на улицу сжигать чучело, приговаривая:
Гори-гори ясно! Чтобы не погасло!
Прощай, осень золотая!
Здравствуй, матушка-зима!
После ритуального сжигания устраивается трапеза с ритуальным блюдом (куриная лапша, блины или каша) и чаепитие с капустными пирогами.






Комментариев нет:

Отправить комментарий