«Покровская ярмарка»
(методическая
разработка фольклорного праздника)
Составитель: Смолёва
Надежда Альбиновна,
руководитель клуба
«Берегиня»,
педагог ДО, В КК
Цель: формирование
нравственно-патриотических качеств обучающихся.
Задачи: - воспитание
уважения и любви к народным традициям и обрядам;
- развитие творческих способностей
обучающихся.
Оформление: зал стилизован
под старинную избу: скатерти на столах,
на стенах вышитые рушники,
школьники в народных костюмах.
Звучит русская народная музыка, выходят скоморохи и Большуха.
1-й скоморох:
Ото всех дверей, ото всех ворот
Приходи скорей,
торопись, народ!
2-й скоморох: Слушайте, да глядите,
3-й скоморох:
Да не говорите, что слыхом не слыхивали,
Видом не видывали.
4-й скоморох:
Гостей округи Минусинской
Зовём к вечёрке мы
Кузьминской!
5-й скоморох:
Рассаживайтесь поскорей
Кто в кресло, кто на
лавку,
2-й чтец: Да не делайте давку!
6-й скоморох:
Ну что тут долго толковать,
Пора вечёрку
начинать!
Не сковать реку без
ноября-кузнеца.
Ноябрь гвоздит, а декабрь мостит.
Большуха:
Рассвет с сумерками среди дня в ноябре встречаются,
А мы встречаемся в
ноябре с Кузьмой и Демьяном.
Проводится хороводная
игра «Дударь».
Дударь-дударь, дударище, (Хоровод по солнцу вокруг дударя.)
Старый, старый
старичище,
Мы тебя полечим,
(Сужаются к центру.)
Чтоб расправил плечи,
(Расходятся.)
Мы тебе поможем,
(Движения такие же, как в двух предшествующих строках.)
Станешь ты пригожим:
Ты омолодишься
(Разомкнутыми руками дети «лечат» дударя.)
И развеселишься!
(Хлопают в ладоши.)
Дударь, дударь, что
болит?
- Нога! (Хоровод
повторяется до ответа: Да я уже здоров! После пары «врачеваний» водящий
меняется.)
1-й скоморох:
Кузьма-Демьян, два добрых брата,
Жили в Азии когда-то
3-й скоморох:
И по доброте своей
Исцелять могли людей.
2-й скоморох:
Врачевали от недугов,
Изгоняли вредных
духов,
4-й скоморох:
Милосердием души
Очень были хороши!
6-й скоморох:
Хоть и были небогаты,
Но с больных не брали
платы,
5-й скоморох:
Не просили ни гроша
Братья - добрая душа.
6-й скоморох:
Оттого их святый труд
Бессеребряным зовут.
Большуха:
Дружно все сейчас вдохнём,
Да закличку запоём,
Этой песенкой весёлой
Братьев в гости
позовём!
Да не поиграть ли нам, ребята!
Давайте встанем в 2 шеренги!
Проводится игра
«Кузьма-Демьян»
Идёт Кузьма из кузницы, (Проходит вперёд.)
Несёт Кузьма два
молота. (Поочерёдно поднимает вверх кулаки.)
Для рек и прудов
(Проговаривая текст, метрично.)
Накуёт мостов.
(Стучит по 4 раза кулаком о кулак.)
Идёт Демьян из кузницы,
Несёт Демьян два
молота.
С бережка на бережок
Возведёт мосток.
(Действия те же.)
- Идёт Кузьма из кузницы, (Двигаются навстречу друг другу.)
- Идёт Демьян из кузницы,
- Несут они по молоту, (Кулачки вверх.)
- По молоту, по молоту.
- Всем подарки накуют, («Куют» кулачками.)
А потом – раздают! (Поворот к зрителям, жест дарения.)
1-й скоморох:
Если дух в здоровом теле -
Удаль просит воли.
Распотешь себя,
народ,
Спой частушки что ли…
2-й скоморох:
Эй, ребята-молодцы,
Озорные удальцы,
Спойте братцы, да
спляшите,
Да гостей
развеселите!
Большуха: долог день до вечера, коли делать нечего,
а мы на веселье
спорые, да весёлые!
Попоём-те-ка, ребята, частушки!
То не ветер, то не вьюга,
То мои страдания.
Было нас четыре
друга:
Клим, Трофим, Кузьма,
да я.
Уважали нас в деревне,
Узнавали за версту
Я средь них считался
первым
За смертельну
красоту.
А Трофим любил природу,
Всё у речки загорал.
Про работу и не
думал,
Лишь частушки
распевал.
Вот Кузьма здоровьем редким
Отличался от всех
нас:
Летом в проруби
купался
Да гусей на печке
пас!
Ой, подружка дорогая,
До чего ж ты хороша,
Если б я была такая,
Не болела бы душа.
Полотенце вышивала
Петухами, утками.
Я милёнка поджидала
Часами, минутками.
Пошла плясать
Бабушка Лукерья,
На макушке нет волос
Прицепила перья.
Не стой, милый, на пороге –
Не большая тебе честь.
Рядом сядь со мной на лавку
-
Для тебя местечко есть.
Выхожу и начинаю
я свои частушки.
Затыкайте, дорогие,
свои нежны ушки.
На веселое гулянье
я пришел без ремешка.
Девяносто песен знаю,
еще дома полмешка.
Ехал Ваня на баране,
нова дудочка в
кармане.
Ваню бабушка любила,
кашей масленой
кормила.
Полотенце вышивала
петухами, утками.
Я миленка поджидала
часами и минутками.
На окошке два цветочка,
голубой да аленький.
Я парнишка боевой,
хоть и ростом маленький.
Я частушек много
знаю,
и хороших и плохих.
Хорошо тому
послушать,
кто не знает никаких.
Я плясал на три ноги,
потерял я сапоги.
Оглянулся назад:
сапоги мои лежат.
Пойдемте, девочки, домой,
я уж насиделася.
Моего милого нет –
на ваших нагляделася.
Пойдемте, девочки, домой,
пойдемте, ягодиночки.
Дадим хозяевам покой.
Закончим вечериночку.
Мы пропели, что сумели,
Поплясали от души,
Выходи на круг, кто смелый,
Пой погромче и пляши!
3-й скоморох: А не загадать ли девицам загадки?
4-й скоморох: Загадки отгадывать мы мастерицы.
5-й скоморох:
Деревяшка небольшая,
Три струны всего на ней.
А как только зазвенит,
Сразу всех развеселит.
(Балалайка)
6-й скоморох:
Маленький черпачок,
Красненький колпачок.
Три раза в день берётся
И опять на место кладётся.
(Ложка)
7-й скоморох:
Морщинистый Тит всю деревню веселит. (Гармонь)
1-й скоморох:
В лесу вырос, на стене вывис.
На руках плачет, кто
слушает –скачет. (Гудок)
2-й скоморох:
В лесу-то тяп-тяп,
Дома-то ляп-ляп,
На колени возьмешь – заплачет. (Балалайка)
Большуха: и мою загадку отгадайте!
Два
рожка, одна ножка. (ухват)
Вот с таким предметом можно и поиграть, как в старину.
Проводится уральская
игра «Я бы всё бы шеберяла»
Ход игры: два ухвата кладутся на
пол накрест под углом 90*.
Все сидящие хором говорят слова,
убыстряя с каждым разом: «Я бы всё бы шеберяла». Двое участников, выполняют
различные перескоки. Кто более ловкий, тот остаётся, игра повторяется.
По желанию детей проводятся подвижные игры «Змея», «Покойник»,
«Ремешок» и др.
Большуха. Что ж, поиграли, повеселились! Час пришёл с
Кузьмой-Демьяном прощаться! Дети идут на улицу сжигать чучело, приговаривая:
Гори-гори ясно! Чтобы не погасло!
Прощай, осень золотая!
Здравствуй, матушка-зима!
После ритуального сжигания
устраивается трапеза с ритуальным блюдом (куриная лапша, блины или каша) и
чаепитие с капустными пирогами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий