понедельник, 3 июня 2013 г.

«Изменения в политической системе Российской империи»



Урок разработала Сергеева Ольга Ильинична, учитель истории и обществознания
1 КК  МКОУ Приданниковская СОШ

Тема: «Изменения в политической системе Российской империи»
Цель урока – достижение результатов:
Личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; развитие морального сознания.
Метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации) умение  строить  логическое  рассуждение, умозаключение, делать выводы; организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) изучение понятий: «конфискация», «национализация», «федерация», «унитарный», «правовое государство»; составление те­зисного плана по  рассказу учителя; работа с историческим документом;  изучение программ и тактик российских политических партий самостоятельно по плану в группах и представление её от имени лидера; анализ представленных программ и дискуссия
Задачи: 
 познавательные: охарактеризовать тактику правящего режима в условиях революции, проанализировать содержание и последствия Манифеста 17 октября; выяснить особенности первой российской многопартийности; дать характеристику программам и тактике партий
развивающие: развитие умения слушать рас­сказ учителя и по ходу рассказа выделять главное, сравнивать, анали­зировать, делать выводы, при работе в группе взаимодействовать с товарищами, уметь делать оценочные выводы, развивать творческий потенциал и активность.;
воспитательные: формирование патриотизма, гражданственности, политической  и  правовой культуры, толерантности.
На уроке достигаются задачи морально (нравственного) – правового  воспитания, которое основано на следующих понятиях здоровья: социальное здоровье, нравственное здоровье, духовное здоровье, здоровый образ жизни.
Оборудование: фрагменты программы РСДРП, эсеров, кадетов, учебники.
Тип урока: комбинированный.
Понятия: «конфискация», «национализация», «федерация», «унитарный», «правовое государство».
Продолжительность 2 часа (2 урока)

ХОД УРОКА:
1. Опрос. Контрольный письменный опрос по теме: «Первая русская революция 1905-1907 гг.»
2.        Тактика правящих кругов в условиях революции.
Задание. Слушая рассказ учителя, выделить главное и составить те­зисный план ответа.
В правительственном лагере в это время боролись две группировки. Одну из них возглавлял генерал-губернатор Петербурга Д.П. Трепов, который считал главным средством борьбы с забастовочным движением применение военной силы. («Патронов не жалеть и холостых залпов не давать!»)
Представителем другого течения был С.Ю. Витте - сторонник союза крупной буржуазии и царизма. Николай II колеблется. 8 октября он получил от С.Ю. Витте письмо, где говорилось о необходимости выступить с инициа­тивой реформ, так как лучше уступки сверху, чем революция. Дважды при­шлось Витте повторять свой доклад царю. Лишь 15 октября, когда Витте вновь прибыл в Петергоф, на этот раз с дядей царя, великим князем Николаем Николаевичем, который заявил, что застрелится на глазах у императора, если тот не подпишет манифест, Николай II наконец сдался и подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 г.

Работа с документом «Манифест 17 октября».
-             Какие незыблемые основы гражданской свободы даровал импера­тор?
-             Как изменилось избирательное право?
Как изменилась роль Государственной Думы?
-             В чем ее отличие от Булыгинской Думы?
-             Что было создано в противовес Думе?
-             Какой властью обладал император?
-             Какое значение имел «Манифест...» для жизни страны?
Таким образом, самодержавие превращалось в ограниченную монар­хию.
Проверка тезисного плана.  
 Определяем тему урока «Изменения в политической системе Российской империи»
Задание. Найти в тексте § 7 определение «партии».
Итак, партия - это организованная группа единомышленников, пред­ставляющая интересы части населения и ставящая своей целью завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении.
Запись на доске:
Политические партии начала XX века
социалистические                    либеральные                                             монархические
Особенности российской многопартийности
способ формирования (не «снизу», а инициатива интеллигенции)
первыми оформились социалистические партии
I
значительное число партий





Таким образом, шансы российского общества на эволюционное разви­тие были невелики, предпочтительнее казались революционные методы пре­образования.
4. Программа и тактика российских политических партий.
Задание. Класс делится на шесть творческих групп, изучающих про­грамму и тактику социал-демократов (1-я группа), социалистов- революционеров (2-я группа), конституционных демократов (3-я группа), октябристов (4-я группа), монархистов-традиционалистов (5-я группа) из § 7 по следующему общему типу:
1.  Когда была образована партия.
2.  Состав партии.
3.  Лидер.
4.  Программы:
а)          отношение к самодержавию;
б)          вопрос о власти;
в)          политические свободы;
г)          аграрный вопрос;
д)          рабочий вопрос;
е) национальный вопрос.
5. Тактика.
Изучив программу и тактику той или иной партии, творческая группа представляет ее от имени представителя или лидера. Шестая Творческая группа анализирует программу и тактику и высказывает оценочное суждение. После  представления и защиты своей программы 6 группа может задавать вопросы ей. Возникает дискуссия.
После защиты партий слово предоставляется 6-й творческой группе - экспертам.
Они анализируют представленные программы и отвечают на вопрос: «Чья программа преобразования России вам показалась предпочтительнее?»
-                       Почему?
-            Выскажите собственное мнение.
-            дискуссия
-                        Проводится параллель эпох. Среди учеников есть сторонники современных политических партий, защищающие своих политических предшественников. Возникает проблема морального выбора: что для народа хорошо, а что плохо.
-                         Определяем Домашнее задание: § 7, вопросы и зад: мини - сочинение «Политические партии начала XX и начала XXI в.»
6 Итог
Литература

1.                   Учебник для 9 класса «История государства и народов России,  XX век» А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М. Дрофа «Веди-принт»,2002.
2.                   Поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России,  XX век»       Е.Н. Сорокина.  Волгоград  «Учитель – АСТ», 2003.












Комментариев нет:

Отправить комментарий