Урок разработала Сергеева Ольга Ильинична, учитель
истории и обществознания
1 КК МКОУ
Приданниковская СОШ
Тема: «Изменения в политической системе Российской империи»
Цель урока – достижение результатов:
Личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм)формирование
осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, гражданской позиции;готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
развитие морального сознания.
Метапредметных (освоение способов деятельности, навыков
самоорганизации)умение
строить
логическое рассуждение, умозаключение,
делать выводы; организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету)
изучение понятий: «конфискация», «национализация», «федерация», «унитарный»,
«правовое государство»; составление тезисного плана по рассказу учителя; работа с историческим
документом; изучение программ и тактик
российских политических партий самостоятельно по плану в группах и
представление её от имени лидера; анализ представленных программ и дискуссия
Задачи:
познавательные: охарактеризовать
тактику правящего режима в условиях революции, проанализировать содержание и
последствия Манифеста 17 октября; выяснить особенности первой российской
многопартийности; дать характеристику программам и тактике партий
развивающие: развитие умения
слушать рассказ учителя и
по
ходу рассказа выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы, при
работе в группе взаимодействовать с товарищами, уметь делать оценочные выводы,
развивать творческий потенциал и активность.;
воспитательные: формирование
патриотизма, гражданственности, политической
и правовой культуры,
толерантности.
На уроке достигаются
задачи морально (нравственного) – правового
воспитания, которое основано на следующих понятиях здоровья: социальное здоровье,
нравственное здоровье, духовное здоровье, здоровый образ жизни.
Оборудование: фрагменты программы
РСДРП, эсеров, кадетов, учебники.
Тип урока: комбинированный.
Понятия: «конфискация»,
«национализация», «федерация», «унитарный», «правовое государство».
Продолжительность
2 часа (2 урока)
ХОД УРОКА:
1. Опрос. Контрольный
письменный опрос по теме: «Первая русская революция 1905-1907 гг.»
2.
Тактика правящих
кругов в условиях революции.
Задание. Слушая рассказ учителя, выделить главное и составить
тезисный план ответа.
В правительственном
лагере в это время боролись две группировки. Одну из них возглавлял
генерал-губернатор Петербурга Д.П. Трепов, который считал главным средством
борьбы с забастовочным движением применение военной силы. («Патронов не жалеть
и холостых залпов не давать!»)
Представителем другого
течения был С.Ю. Витте - сторонник союза крупной буржуазии и царизма. Николай
II колеблется. 8 октября он получил от С.Ю. Витте письмо, где говорилось о
необходимости выступить с инициативой реформ, так как лучше уступки сверху,
чем революция. Дважды пришлось
Витте повторять свой доклад царю. Лишь 15 октября, когда Витте вновь прибыл в
Петергоф, на этот раз с дядей царя, великим князем Николаем Николаевичем,
который заявил, что застрелится на глазах у императора, если тот не подпишет
манифест, Николай II наконец сдался и подписал манифест «Об усовершенствовании
государственного порядка» от 17 октября 1905 г.
Работа
с документом «Манифест 17 октября».
-
Какие незыблемые
основы гражданской свободы даровал император?
-
Как изменилось
избирательное право?
Как изменилась роль
Государственной Думы?
-
В чем ее отличие
от Булыгинской Думы?
-
Что было создано
в противовес Думе?
-
Какой властью
обладал император?
-
Какое значение
имел «Манифест...» для жизни страны?
Таким
образом, самодержавие превращалось в ограниченную монархию.
Проверка тезисного плана.
Определяем тему урока «Изменения в
политической системе Российской империи»
Задание.
Найти в тексте § 7 определение «партии».
Итак,
партия - это организованная группа единомышленников, представляющая интересы
части населения и ставящая своей целью завоевание государственной власти или
участие в ее осуществлении.
Запись на доске:
Политические партии
начала XX века
социалистические либеральные
монархические
Особенности российской
многопартийности
способ формирования (не «снизу», а
инициатива интеллигенции)
|
первыми оформились социалистические партии
|
I
значительное число
партий
Таким
образом, шансы российского общества на эволюционное развитие были невелики,
предпочтительнее казались революционные методы преобразования.
4. Программа и тактика российских политических партий.
Задание.
Класс делится на шесть творческих групп, изучающих программу и тактику
социал-демократов (1-я группа), социалистов- революционеров (2-я группа),
конституционных демократов (3-я группа), октябристов (4-я группа),
монархистов-традиционалистов (5-я группа) из § 7 по следующему общему типу:
1. Когда была образована партия.
2. Состав партии.
3. Лидер.
4. Программы:
а) отношение к самодержавию;
б) вопрос о власти;
в) политические свободы;
г) аграрный вопрос;
д) рабочий вопрос;
е) национальный вопрос.
5.
Тактика.
Изучив программу и тактику той или иной партии, творческая группа
представляет ее от имени представителя или лидера. Шестая Творческая группа
анализирует программу и тактику и высказывает оценочное суждение.
После представления и защиты своей
программы 6 группа может задавать вопросы ей. Возникает дискуссия.
После
защиты партий слово
предоставляется 6-й творческой группе - экспертам.
Они
анализируют представленные программы и отвечают на вопрос: «Чья программа
преобразования России вам показалась предпочтительнее?»
-
Почему?
-
Выскажите
собственное мнение.
-
дискуссия
-
Проводится параллель эпох.
Среди учеников есть сторонники современных политических партий, защищающие
своих политических предшественников. Возникает проблема морального выбора: что
для народа хорошо, а что плохо.
-
Определяем Домашнее задание: § 7, вопросы и зад: мини - сочинение «Политические партии начала XX и начала XXI в.»
6 Итог
Литература
1.
Учебник
для 9 класса «История государства и народов России, XX век» А.А. Данилов, Л.Г.
Косулина. М. Дрофа «Веди-принт»,2002.
2.
Поурочные
планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России, XX век» Е.Н. Сорокина. Волгоград
«Учитель – АСТ», 2003.
Комментариев нет:
Отправить комментарий