понедельник, 17 июня 2013 г.

Турнир знатоков по теме: «Классицизм в разных жанрах искусства»
(методическая разработка урока по МХК в 8 классе)
Составитель: Смолёва Н.А.,
учитель МХК, 1 КК

Цели.
Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний; развитие воображения.
Обучающая: закрепление знаний о направлении «классицизм» посредством игры.
Воспитательная: воспитание интереса к мировой художественной культуре, эстетического вкуса.
Учитель. Начинаем урок, посвящённый дню Наума –грамотника. Пророка Наума русский народ почитал помощником в “умственных и механических занятиях” и называл его Грамотником. В прописях и азбуковниках XVII в. приводилась следующая краткая молитва к прор. Науму о его содействии занимающимся науками: “Святый пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостию добре руководствию навыкати”. В одном из азбуковников XVII в. указывалось: “Обычай есть многим (учащимся) совершати молебны свв. бессребреникам Косме и Дамиану, и св. прор. Науму, и Ангелу своему, его же святаго тезоименитство имать”. Пусть и вам сегодня сопутствует удача в нашем турнире знатоков. Прошу поделиться на две команды.
Задания для турнира.
1.Назовите временные рамки данного художественного направления.
(Ответ: художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVIIXIX вв.

2.Перечислите основные черты классицизма.
 1) обращение к античным образам (наполняли актуальным содержанием)
2) стремление к ясности и точности
3)строгая подчинённость правилам
4) строгий отбор
5) упорядочивание
6)стройность композиции композиция
7) классификация тем тема, мотивов мотив, всего материала действительности
8) главная коллизия - столкновение чувства и долга, разума и страсти
9) противопоставление хаосу
10) строгая иерархия жанров жанр. Деление на высокие (эпопея, ода, трагедия) и низкие (комедия, сатира, басня)
11) поэзия отказывается от изощрённости, метафоризации метафора, стилистической стиль украшенности
12) театр несёт нравоучительную функцию, главный жанр трагедия ( соблюдается правило трёх единств - времени, места, действия) - это даёт каноничность, строгость, образцовость.
13) возвышенные героические и нравственные идеалы
14)сочетание личных интересов с общественными. Общественные при выше всего.
15) культ личности
16)для героя герой прежде всего характерно общественное
17) борьба против барокко
18)жизнь в идеальных образах образ
19) разумное устройство мира
20) принцип "подражания природы"
21) строгое разделение героев на положительных и отрицательных
"Искусству классицизма присуще гражданский пафос, государственность концепции, вера в силу разума, чёткость и ясность моральных и эстетических оценок"

3.Назовите зарубежных и русских представителей классицизма - художников, поэтов, композиторов.
(Художники: Рафаэль, Микеланджело, Пуссен, Давид,
.
Поэты, писатели: Корнель, Расин, Мольер,
Ломоносов, Фонвизин, Сумароков, Державин, Кантемир;

Композиторы: Гайдн, Моцарт, Бетховен,
Березовский, Соколовский, Бортнянский, Фомин, Пашкевич)

4.Словарный диктант «Вставь пропущенную букву»
Ансам…бль, антич…ный, арх…тектура, гал…рея,
д…кор, зо…чество,  и…ку…тво, инт…рьер,
лан…шафтный дизайн, р…тонда, к...ло…ада, фр…нтон,
 «…катерининский кла…иц…зм».

5. Классици́зм – убрать лишнее:

Рационализм;  
строгие каноны;   
богатый декор;
ордерные композиции, 
эталон гармонии, простоты, строгости;
регулярность планировки;     
геометризм интерьеров;
строго симметричные формы;     
пышный, вычурный стиль;
принцип осевого пространства;  
причудливость форм;
искусство ансамбля в загородных парковых усадьбах;
подражание античному искусству.

В конце подводится итог, победители награждаются жетонами «орденами» и «медалями», выставляются оценки.


Учитель. Народная мудрость гласит: «По платью встречают, а по уму провожают», наша игра – результат добросовестного отношения к учебе, за что я благодарю всех участников. Радует и то, что все были дружны и проявили взаимоподдержку, поэтому пословица «Умный себя винит, глупый - своего товарища», для нас оказалась не актуальна. И, наконец, все убедились в  неоспоримости самой известной пословицы «Ученье - свет, а неученье – тьма». 

Комментариев нет:

Отправить комментарий