понедельник, 3 июня 2013 г.



Семья – это ценность?
(методическая разработка классного часа для учащихся 8-9 классов)
Составители: Смолёва Н.А., Левина Т.И.
3 сентября 2012 г.

Цель: формирование нравственных качеств личности.
Задачи: - привитие интереса к памятникам культуры своего народа.
  - воспитание уважения к семейным традициям.

     Оборудование: интерактивная доска, мультфильм «Сказание о Петре и Февронии» (реж. Михайлова), компьютерная презентация «Святые из г.Мурома», иллюстрации иконы «Святые Пётр и Феврония», фотографии памятников Петру и Февронии, макет ромашки, бумага, фломастеры.
    Учитель литературы: Прочтём на доске название нашего классного часа: «Семья – это ценность?». Наш разговор пойдёт о том, какой должна быть семья, что важно понимать во взаимоотношениях между членами семьи. Пока вы – дети, у вас в семьях свои традиции, свой стиль общения с родными. Пройдёт 5-7 лет, и многие из вас создадут свои семьи. Какой должна быть семья? – это главный вопрос, который волнует всех, много телепередач посвящено данной теме, мы с вами изучали памятник древнерусской культуры «Сказание о Петре и Февронии». Вспомните, какая главная мысль этого произведения.
(Далее идёт диалог с учащимися)
      Учитель МХК: наши ученицы Настя и Аня приготовили презентацию о Святых Петре и Февронии «Святые из г.Мурома». (просмотр и обсуждение с учащимися)
    Учитель литературы: День Петра́ и Февро́нии (Феврония Русальница) — народно-православный праздник. Отмечается 25 июня (8 июля). День покровительствовал семье и любви. Пётр и Феврония — православные покровители семьи и брака, чей супружеский союз считается образцом христианского брака. Князь Пётр в летописных источниках не упоминается. Некоторые исследователи отождествляют Петра и Февронию с известным по летописям муромским князем Давидом Юрьевичем и его супругой. Князь Давид правил в Муроме с 1205-го по 1228 год и принял постриг с именем Петра, о его супруге практически ничего не известно. Святые канонизированы Русской православной церковью в 1547 году. Вскоре после канонизации была составлена известная «Повесть о Петре и Февронии Муромских». По мнению исследователей, в повести объединены два народно-поэтических сюжета: волшебная сказка об огненном змие и сказка о мудрой деве. С устно-поэтической народной традицией связан и образ центральной героини — Февронии. Жанр «Повести о Петре и Февронии Муромских» не находит соответствий ни с исторической повестью, ни с агиографической.
      Ученик: Много веков до 1921 года гробница с мощами святых Петра и Февронии была главной святыней городского кафедрального собора Рождества Богородицы. Собор Рождества Богородицы был свидетелем многих драматических событий в истории древнего Мурома. В течение XIII-XIV веков он вместе с городом неоднократно подвергался татарским разорениям. После завоевания Казани в 1552 году по приказу Ивана IV в Муромском кремле был построен новый каменный собор. В кремле стояли дома московских бояр, где они останавливались во время военных сборов. Многие из них жертвовали собору к мощам святых Петра и Февронии богатые вклады. В XVII веке рядом с собором стояла деревянная церковь Петра и Февронии.
Ученица:  В память об этом храме в правой части нижнего этажа собора был устроен придел Петра и Февронии, где стояла их древняя каменная гробница. В 1921 году мощи святых князей Петра и Февронии подверглись кощунственному обследованию, после чего были перевезены в музей, где с непристойными комментариями выставлены для всеобщего обозрения. Собор был закрыт в 1924 году, а перед Великой Отечественной войной был разобран. Первоначально гробница святых Петра и Февронии, вместе с гробницами других Муромских святых, была выставлена в антирелигиозном отделе музея, а в 1970-х годах убрана в хранилище, где и находилась до начала 1989 года. Зимой 1989 года по просьбе Владимиро-Суздальской епархии гробницы с мощами Муромских чудотворцев были возвращены Русской Православной Церкви. В Благовещенском соборе гробницы с мощами всех Муромских святых находились более трех лет.
      Ученик:  19 сентября 1992 года мощи святых благоверных и преподобных князя Петра и княгини Февронии по благословению Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия были торжественно перенесены из соборного храма Благовещенского мужского монастыря в Свято-Троицкий женский монастырь в сопровождении великого множества народа. Это был первый за прошедшие семьдесят лет городской Крестный ход. Он знаменовал собой начало возрождения церковной жизни в древнем Муроме. Солнечным осенним днем под колокольный перезвон процессия двигалась от Благовещенского монастыря по городским улицам к воротам Свято-Троицкого женского монастыря. В обители Святой Троицы святые супруги обрели новый дом. Таким образом, завершились их скитания, продолжавшиеся на протяжении XX столетия.
Ученица: Интересные факты.
День Петра и Февронии приходится на Петровский пост (постом браки не венчаются). В текстах служб Петру и Февронии нет и намека на их «покровительство браку»; ни о какой их «специализации» не упоминает и Акафист («Радуйтеся, неотступнии хранители града Мурома. Радуйтеся, князей российских пречудная доброто; радуйтеся, отечества вашего Богом дарованнии покровители. Радуйтеся, телес наших благодатнии целебницы; радуйтеся, о душах наших усерднии ко Господу молитвенницы»). Празднование Петру и Февронии в дореволюционной России имело чисто местное значение (не шире Муромского уезда).
Согласно заглавной странице Русская Википедия, в этот день в 1981 году в Ленкоме состоялась премьера легендарного спектакля - рок-оперы «Юнона и Авось», повествующей о любви и преданности. Также существует сайт с названием имен святых:
     Учитель МХК: В России 26 марта 2008 года в Совете Федерации на заседании комитета по социальной политике была единогласно одобрена инициатива об учреждении нового праздника — «Дня семьи, любви и верности». Инициатива проведения «всероссийского дня семьи, любви и верности» принадлежит жителям города Мурома, где обрели свой покой тела Петра и Февронии. Эта идея была поддержана депутатами Государственной Думы Российской Федерации, и в 2008 году праздник получил официальную поддержку. Для популяризации праздника во многих городах России были поставлены памятники Петру и Февронии. Одним из главных инициаторов возрождения и популяризации этого праздника является супруга Дмитрия Медведева — Светлана. Ей же принадлежит идея ромашки как символа праздника.
Практическая работа. Прошу всех разделиться на группы по 5-6 человек для творческого задания. На лепестках бумажных ромашек вы сейчас напишите те качества, те категории человеческого нравственного потенциала, которые считаете наиболее важными.
(работа в группах)
Учитель литературы: зачитывает ответы учащихся, обобщает и подводит
итог: семья – это главная ценность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий