Семья – это ценность?
(методическая
разработка классного часа для учащихся 8-9 классов)
Составители: Смолёва
Н.А., Левина Т.И.
3 сентября 2012 г .
Цель: формирование нравственных
качеств личности.
Задачи: - привитие интереса к
памятникам культуры своего народа.
- воспитание уважения к семейным традициям.
Оборудование: интерактивная доска, мультфильм «Сказание о
Петре и Февронии» (реж. Михайлова), компьютерная презентация «Святые из
г.Мурома», иллюстрации иконы «Святые Пётр и Феврония», фотографии памятников
Петру и Февронии, макет ромашки, бумага, фломастеры.
Учитель литературы:
Прочтём на доске название нашего классного часа: «Семья – это ценность?». Наш
разговор пойдёт о том, какой должна быть семья, что важно понимать во
взаимоотношениях между членами семьи. Пока вы – дети, у вас в семьях свои
традиции, свой стиль общения с родными. Пройдёт 5-7 лет, и многие из вас
создадут свои семьи. Какой должна быть семья? – это главный вопрос, который
волнует всех, много телепередач посвящено данной теме, мы с вами изучали
памятник древнерусской культуры «Сказание о Петре и Февронии». Вспомните, какая
главная мысль этого произведения.
(Далее идёт диалог с учащимися)
Учитель МХК: наши ученицы
Настя и Аня приготовили презентацию о Святых Петре и Февронии «Святые из г.Мурома».
(просмотр и обсуждение с учащимися)
Учитель литературы: День
Петра́ и Февро́нии (Феврония Русальница) — народно-православный праздник.
Отмечается 25 июня (8 июля). День покровительствовал семье и любви. Пётр и
Феврония — православные покровители семьи и брака, чей супружеский союз считается
образцом христианского брака. Князь Пётр в летописных источниках не
упоминается. Некоторые исследователи отождествляют Петра и Февронию с известным
по летописям муромским князем Давидом Юрьевичем и его супругой. Князь Давид
правил в Муроме с 1205-го по 1228 год и принял постриг с именем Петра, о его
супруге практически ничего не известно. Святые канонизированы Русской
православной церковью в 1547 году. Вскоре после канонизации была составлена
известная «Повесть о Петре и Февронии Муромских». По мнению исследователей, в
повести объединены два народно-поэтических сюжета: волшебная сказка об огненном
змие и сказка о мудрой деве. С устно-поэтической народной традицией связан и
образ центральной героини — Февронии. Жанр «Повести о Петре и Февронии
Муромских» не находит соответствий ни с исторической повестью, ни с
агиографической.
Ученик: Много веков до
1921 года гробница с мощами святых Петра и Февронии была главной святыней
городского кафедрального собора Рождества Богородицы. Собор Рождества
Богородицы был свидетелем многих драматических событий в истории древнего
Мурома. В течение XIII-XIV веков он вместе с городом неоднократно подвергался
татарским разорениям. После завоевания Казани в 1552 году по приказу Ивана IV в
Муромском кремле был построен новый каменный собор. В кремле стояли дома
московских бояр, где они останавливались во время военных сборов. Многие из них
жертвовали собору к мощам святых Петра и Февронии богатые вклады. В XVII веке
рядом с собором стояла деревянная церковь Петра и Февронии.
Ученица: В память об этом храме в правой части нижнего
этажа собора был устроен придел Петра и Февронии, где стояла их древняя
каменная гробница. В 1921 году мощи святых князей Петра и Февронии подверглись
кощунственному обследованию, после чего были перевезены в музей, где с
непристойными комментариями выставлены для всеобщего обозрения. Собор был
закрыт в 1924 году, а перед Великой Отечественной войной был разобран.
Первоначально гробница святых Петра и Февронии, вместе с гробницами других
Муромских святых, была выставлена в антирелигиозном отделе музея, а в 1970-х
годах убрана в хранилище, где и находилась до начала 1989 года. Зимой 1989 года
по просьбе Владимиро-Суздальской епархии гробницы с мощами Муромских
чудотворцев были возвращены Русской Православной Церкви. В Благовещенском
соборе гробницы с мощами всех Муромских святых находились более трех лет.
Ученик: 19 сентября 1992 года мощи святых благоверных
и преподобных князя Петра и княгини Февронии по благословению Архиепископа
Владимирского и Суздальского Евлогия были торжественно перенесены из соборного
храма Благовещенского мужского монастыря в Свято-Троицкий женский монастырь в
сопровождении великого множества народа. Это был первый за прошедшие семьдесят
лет городской Крестный ход. Он знаменовал собой начало возрождения церковной
жизни в древнем Муроме. Солнечным осенним днем под колокольный перезвон
процессия двигалась от Благовещенского монастыря по городским улицам к воротам
Свято-Троицкого женского монастыря. В обители Святой Троицы святые супруги
обрели новый дом. Таким образом, завершились их скитания, продолжавшиеся на
протяжении XX столетия.
Ученица:
Интересные факты.
День Петра и Февронии приходится
на Петровский пост (постом браки не венчаются). В текстах служб Петру и
Февронии нет и намека на их «покровительство браку»; ни о какой их
«специализации» не упоминает и Акафист («Радуйтеся, неотступнии хранители града
Мурома. Радуйтеся, князей российских пречудная доброто; радуйтеся, отечества
вашего Богом дарованнии покровители. Радуйтеся, телес наших благодатнии
целебницы; радуйтеся, о душах наших усерднии ко Господу молитвенницы»).
Празднование Петру и Февронии в дореволюционной России имело чисто местное
значение (не шире Муромского уезда).
Согласно заглавной странице
Русская Википедия, в этот день в 1981 году в Ленкоме состоялась премьера
легендарного спектакля - рок-оперы «Юнона и Авось», повествующей о любви и
преданности. Также существует сайт с названием имен святых:
Учитель МХК: В России 26
марта 2008 года в Совете Федерации на заседании комитета по социальной политике
была единогласно одобрена инициатива об учреждении нового праздника — «Дня
семьи, любви и верности». Инициатива проведения «всероссийского дня семьи,
любви и верности» принадлежит жителям города Мурома, где обрели свой покой тела
Петра и Февронии. Эта идея была поддержана депутатами Государственной Думы
Российской Федерации, и в 2008 году праздник получил официальную поддержку. Для
популяризации праздника во многих городах России были поставлены памятники
Петру и Февронии. Одним из главных инициаторов возрождения и популяризации
этого праздника является супруга Дмитрия Медведева — Светлана. Ей же
принадлежит идея ромашки как символа праздника.
Практическая работа. Прошу
всех разделиться на группы по 5-6 человек для творческого задания. На лепестках
бумажных ромашек вы сейчас напишите те качества, те категории человеческого
нравственного потенциала, которые считаете наиболее важными.
(работа в группах)
Учитель литературы:
зачитывает ответы учащихся, обобщает и подводит
итог: семья – это главная ценность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий