понедельник, 17 июня 2013 г.


Зореньки краше мамам моя.
(Методическая разработка праздника для мам)


Составитель: Смолёва Н.А.,
педагог-организатор, 1 КК

Оформление: зал оформлен под старинную горницу – вышитые вещи, зыбка;
вернисаж «Мамин портрет», экспозиция «Тетради наших мам», выставка «Моя мама училась в моей школе», подборка сочинений «Роль мамы в жизни людей». Во время праздника демонстрируется презентация «Наши мамы».
Учитель: Добрый вечер, дорогие мамы! В нашей стране в 1998 году по Указу президента учреждён День матери. Наша встреча – это желание сделать родительские собрания не формальными, а наполнить их теплом и радушием, поэтому мы сегодня собрались за чашкой чая, как говорится: «сядем рядком, да поговорим ладком».
В начале было слово... и первым словом – было Мама. Это слово настолько просто и естественно. В нём человек выплёскивает свои самые высокие чувства. Оно надёжно. В нём своя точка опоры. Свой корень. Свой дом. В нём мы ищем материнскую ласку, покой и колыбель.
Испокон веков у каждого народа, в каждом доме – будь то степная юрта или северная яранга, южная мазанка или крестьянская изба – малышей укачивали под свои традиционные колыбельные песни. С первых минут своего земного бытия ребёнок оказывался не в хаосе звуков, а во власти слова и музыки. Само древнерусское слово баять, убаюкивать означает не только говорить, уговаривать, но и заговаривать. Колыбельные песни – это заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия, на способности успокаивать, уберечь, охранять.
Ничего случайного народная мудрость в себе не несёт. Всё - для пользы, а не для одной лишь красоты.
Около 80% всей жизненной информации ребёнок получает до семи лет. В народном творчестве всё так устроено, что ребёнок до этих лет прочно усваивает и роли в семье, и обязанности, начиная с колыбельных.
Звучит фонозапись колыбельной в исп.А.Герман.
В последнее время из-за натиска “массовой культуры” и зачастую из-за слепого подражательства зарубежным образцам ситуация с родной культурой напоминает дверь, ключ от которой потеряли.
К сожалению, ХХI век – век технического бума многие молодые мамы предпочитают усыплять своё дитя под звуки телевизора, DVD-плейера, компьютера, не задумываясь, подчас о том, что живой звук её собственного голоса – это продолжающаяся  биологическая связь с выношенным под сердцем ребёнком.
У меня вопрос к залу: кто пел колыбельные своим детям? Тогда я приглашаю к нашей зыбке спеть колыбельную. (1-2 мамы). Я благодарю вас за такие тёплые нежные песни.
Учёные сделали  потрясающее открытие: оказывается, ритм маминой колыбельной совпадает с ритмом матушки -Вселенной. Вряд ли кто задумывается, почему в колыбельной звучит “люли, люли”, а не “тра-та-та”. Оказывается, не только все славяне поют “люли”, у индусов -”лолати”, у литовцев - “лулети”... Таких случайностей не бывает.
Главное значение колыбельных песен – влиять на психологическое состояние, поведение и настрой ребёнка в момент его засыпания. Размеренный, небыстрый мотив в ритме покачивающейся люльки, текст, построенный на образах, знакомых ребёнку, успокаивает его, действует на него усыпляюще. Грудные дети прекрасно узнают мотив колыбельной, для них эта мелодия является сигналом ко сну. Эти произведения - первая для них музыкальная и поэтическая информация. А так как слышат они песни перед сном, во время засыпания, то память наиболее цепко схватывает и запоминает интонационные обороты, мотив, слова, звучащие в песнях. Поэтому пение колыбельных ребёнку имеет большое значение в его эстетическом и музыкальном воспитании, в развитии творческого мышления, памяти, становлении уравновешенной психики.
Каждое слово колыбельной песни запечатлено правдивостью и искренностью – здесь матери нечего и не перед кем скрывать: она вещает нам и свои горести и радости. Оттого круг предметов и понятий, захватываемых колыбельной песнею, весьма широк: всё, что входит в состав души человеческой, здесь отражается с большей или меньшей степенью яркости.
Колыбельная песня представляется своего рода энциклопедией, в которой выразились и познавательные, и чувственные силы души женщины, излились её горести и радости, и вообще всё, что накоплялось в её душе, что преживалось. Получалось так, что от специального назначения – усыпить ребёнка – колыбельная песня переходила к изображению целой картины человеческой души, в которой одни настроения связывались с другими. В состав песни входили чувства и побуждения матери. Область воспоминаний матери раскрывала её миросозерцание и духовные сокровища.
Склонность к материнству всасывается девочкой с молоком матери. С самого юного возраста девочки начинают играть в куклы, нянчат их, целуют, наказывают и дают им наставления, слышанные самими от матерей. Девочки страстно привязываются к своим куклам и готовы мужественно защищать их от нападений шалунов братишек. Эта любовь к детям, имеющая корни ещё в раннем детстве, с течением времени развивается, проникает во всё народное миросозерцание и ярко отражается в народном творчестве.
Колыбельную песню исполняют ученицы 2 класса (кл.руководитель Балуева Т.В.)
В колыбельных песнях мы встречаемся с идеальной материнской любовью, простирающейся до полной готовности жертвовать всем, даже собственной жизнью, для детей.
Колыбельная песня – это особый отдел народного творчества. Здесь женщина на высоте её призвания – материнства. Лучшие стороны и черты её характера наиболее ярко отражаются именно в колыбельной песне: женщина предстаёт как мать, как кормилица и воспитательница будущих граждан, как дочь своего Отечества.
Колыбельные песни – это один из самых откровенных родов народной поэзии: это беседа женщины со своею душой. В колыбельных песнях поёт душа, душа всего нашего народа. Каждое слово в этих песнях - заветное. Оно передавалось из рода в род, переходило из века в век и в воздухе не таяло.
Звук родного маминого слова имеет волшебную силу - оно может всё – и утешить, и пожалеть, и спасти в беде, и сделать счастливым. Так было тысячу лет назад, и сейчас так, и так будет всегда.
Исследуя жанр колыбельных песен, мы проводили опрос среди школьников и взрослых о том, насколько востребованы “мамины” песни в наше время. Мы задавали 3 вопроса:
1. Пела ли тебе мама колыбельную в детстве?
2. Помнишь ли ты её слова?
3. Нужны ли колыбельные в наше время?
Результаты опроса вы видите на экране.
(Запись интервью со школьниками)
Из опрошенных учеников (от 9 до 13 лет) на вопрос “Пела ли  тебе  мама колыбельную?”  положительно ответили все. 80% детей помнят текст  маминой песни. 95% опрошенных взрослых мам пели колыбельные собственного сочинения, и лишь 5% - пели песни из мультфильмов или кино.
Все – и дети, и взрослые выразили единодушное мнение о том, что колыбельные песни нужны во все времена.
В стихотворении белорусского поэта Максима Танка “Вопросы и ответы” на вопрос внучки “Кто старше всех на свете?” дедушка отвечает: “Наш хлеб насущный, да ещё колыбельная, которую поёт твоя мама”. Мы, жители нового тысячелетия, должны задумываться о главном материнском предназначении.
При подготовке к нашему празднику дети писали портреты мам и сочинения.
Вот строки учеников 10 класса:
«С самого начала я увидел её. Первые глаза, с которыми встретился я, — это внимательные глаза моей мамы. Первый голос, который я услышал, — это ласковый голос самого родного человека на свете. Мама баюкала меня, качала и напевала нежные добрые песенки» (Дима Пупков). 
Думаю, в ответ на материнскую ласку рождаются песни для мам.
Ученики первого класса (кл.руководитель Пивоварова Д.Г.)  исполнят песню «Зореньки краше мама моя».
И вновь строки о маме: В моей жизни мама играет очень важную роль. Мама для меня и подруга, и наставник в жизненном пути. С ней я могу поделиться своими секретами, пожаловаться ей, если у меня что-то не получается. Также мама может мне дать какой-то совет в том или ином случае. А еще она может поддержать меня в трудную минуту.»., - это  написала Маша Бакунина,
а девочки из третьего и четвёртого классов посвящают вам, наши мамы музыкальный подарок «Ассоль-мама».
Антон Попков: «Я люблю свою Маму» - именно так бы я хотел начать свое сочинение, потому что это именно так. Моя Мама красивая, добрая, сильная характером, понимающая, любящая и самая лучшая! Можно найти очень много слов самых красивых и нежных, но вряд ли они выразят мою любовь к Маме». Такие глубокие, взрослые мысли у десятиклассников, а девчонки пока ссорятся и мирятся, играют и смеются, и мы подслушаем одну из девчачьих ссор. Для нас поют три подружки: Лиза, Аня и Валерия!
Латыпова Линда обращается к сверстникам: «Мы должны понимать, что несем ответственность  за будущее  своих матерей. Лишь бы не седели они раньше времени от горя, не ложились на родное лицо морщины печали и горечи, а по возможности чаще сияла кроткая, счастливая улыбка».
Завершает концертную часть Алёша Макушевских, он исполнит вальс Е.Доги из к-ма «Мой ласковый и нежный зверь».

Ну, а сейчас я предлагаю мамам  взять на колени своих деток и спеть всем вместе колыбельную. (Звучит колыбельная Р.Паулса «За печкою поёт сверчок» из к-ма «Долгая дорога в дюнах»).Вечер заканчивается чаепитием.

Комментариев нет:

Отправить комментарий