понедельник, 3 июня 2013 г.

Урок русского языка в 6 классе с использованием здоровьесберегающих технологий


«Имя числительное как часть речи»

Цель:

1.     Познакомить учащихся с именем числительным    как частью речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении).
2.     Сформировать понятие об имени числительном
3.     Выработать умение находить числительные в текстах, отличать количественные числительные и порядковые. Различать количественные числительные и однокоренные слова других частей речи.
4.     Способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, отдых для глаз, релаксацию, приобщение детей к ЗОЖ.
Ход урока.
I.      Организационный момент. (Подготовка учащихся к работе на занятии)
II.  Мотивация учебной деятельности
- Дорогие ребята, мы с вами сегодня будем готовиться к Олимпийским играм.
1. Сначала давайте отметим дату нашей работы (Дети записывают число)
 Для того чтобы удача нас не покидала, выберем талисман
Слайд1.
 2. Словарная работа. ТАЛИСМАН - предмет, который, по суеверным представлениям, приносит счастье, удачу. Служит также оберегом.
III.           Этап освоения новых знаний.
1.     Мы с вами у ворот базы подготовки к Олимпийским играм. Чтобы туда попасть, надо ответить на несколько вопросов?
  1. - Когда и где прошли первые современные Олимпийские игры? (В Греции в 1896 году )
  2. - В каком году первая российская команда, в составе скольких человек, поехала на Олимпийские игры? (В 1908 году в Лондоне, 8 спортсменов.)
  3. - Сколько колец на олимпийском знамени? (На олимпийском знамени 5 колец)
  4. - В каком году в России проводились Олимпийские игры? ( В 1980 году)
  5. - Какими по счёту были эти игры? (22 летние Олимпийские игры.)
  6. - Что являлось талисманом 22 летних Олимпийских игр? (Медвежонок Миша)
  7. - Назовите длину марафонской дистанции (42 км. 195 м)
- Какая часть речи помогла нам дать ответы на вопросы? (Имя числительное)
Запись темы урока
2.Рассматриваем таблицу:
- На какие вопросы отвечают числительные? (Сколько? Какой?)
- Что обозначают числительные? (Число и количество)
- Какие особенности данной части речи отражены в  термине «имя числительное»? («Именует», называет число)
3.Мы ответили на поставленные вопросы и получили пропуск на базу подготовки к Олимпийским играм. Нас встречает Олимпионик. Он нам расскажет о названии имени числительного.
Один из учеников.
 Название «числительное» является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других частей речи (существительного и прилагательного.) По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Наиболее употребительными являются числительные один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, девять. Имя числительное – уникальная часть речи, Все числительные можно назвать, их чуть больше 50.
Начиная с 11-и и кончая 39-ю, числительные имеют часть слова –дцать.  –дцать произошло от древнерусского «десяте» В результате фонетических изменений получилось один –над –цать – одиннадцать.
4. Давайте вспомним всё, что мы узнали о числительном.
(Работа с таблицей)
- На какие вопросы отвечают числительные?
- Что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос Сколько?
- Какой?
- Какая ещё часть речи отвечает на вопрос. Какой?
- Чем они отличаются?
-На какие разряды можно разделить числительные?
5.      В награду за наши хорошие ответы Олимпионик подарил нам билет в Музей истории олимпийского талисмана. Давайте войдём в первый зал. Но, чтобы нам беспрепятственно двигаться по музею, мы должны постоянно подавать смотрителю музея сигналы. Если мы слышим количественное числительное, мы показываем карточку К. Если мы слышим порядковое числительное, то мы показываем карточку П
.
Количественные
Порядковые
Сколько?
Какой?

6.      История талисманов

Интересно, что изначально символами Олимпийских игр были только эмблема (пять переплетенных колец) и олимпийский огонь. (Слайд 2)Понятие «олимпийский талисман» официально было утверждено на 73-ей сессии Международного олимпийского комитета летом 1972 года, проходившей в Мюнхене (Германия). Существует несколько версий того, кто же стал первым талисманов Олимпийских игр.  Большинство специалистов сходится во мнении, что история милых символов Игр начинается в 1968 году.
7. Раздаётся свисток судьи.
- Что случилось?
- К нам на спортивную базу пробрался  двоечник. Он утверждает, что  каждый шестиклассник знает, что первым олимпийским талисманом был стилизованный лыжник Шюсс — игрушка, созданная для зимних Олимпийских игр 1968 в Гренобле (Франция). Зимние Олимпийские игры 1972 в Саппоро (Япония) не имели своего талисмана. На  летних Играх  того же года в Мюнхене (Германия) талисманом стала такса Вальди. Именно с нее начинается традиция официальных талисманов Олимпийских игр.
(Слайд3)
- Но почему свистит судья?
- Он утверждает, что слова двоечник и шестиклассник не прошли face-control .  Это не числительные, хотя и имеют числовое значение. Давайте разберёмся в ситуации.
- Как отличить имена числительные от слов  с количественным значением, относящимся к другим частям речи?
- Давайте определим, какие слова лишние? (Приложение 1)
Два спортсмена
Двое на трассе
Двоюродный
Двойка
Двойник чемпиона
Тройной тулуп
Пятак
Пятый в заплыве
Пятиклассник
Пять олимпийских колец
Три фигуристки
Утроить результат
Определяя части речи, работаем  в парах.
- Какие слова являются числительными?
8. Судья принял наш ответ и в качестве награды мы получили музыкальную паузу. (Под музыку из мультфильма «Мадагаскар» ребята произвольно ритмично двигаются)
Dj_Aligator_Madagaskar_-_I_Like_To_Movet
9. Продолжаем знакомство с числительными. Заходим в тренажёрный зал. На электронном табло читаем : «26 февраля 2011 года мы всей страной выбрали 5 талисманов Игр «Сочи 2014»
Задание:
- Просклоняйте числительные:  пять, пятый.
- Как изменяются числительные? (По падежам)
С заданием мы справились, значит идём на следующую дистанцию.
10 .  Мы попали в пресс-центр  спортивной базы. Прочитайте статью.
« XIX Игры в Сочи получили свои символы – впервые в истории Олимпийского движения их выбирала вся страна! По результатам голосования было принято решение, что победителями конкурса по олимпийскому принципу станут вошедшие в первую тройку при народном голосовании. Эти персонажи – выбор всей нашей страны. Это Белый мишка, Зайка и Леопард. Они уже стали частью истории мирового Олимпийского движения»
Задание:
 - Укажите имя числительное и слова другой части речи, содержащее число.
11. Редакторы пресс-центра получили информацию от журналистов. Ее надо отработать. Мы с вами должны определить, какими членами предложения являются числительные.
(По одному у доски учащиеся записывают предложения, определяют синтаксическую функцию числительного.)
Три и двапять символов Олимпийских Игр в Сочи. 26 февраля 2011 г. всей страной были  выбрали талисманы Олимпийских Игр в Сочи. Процедура выборов талисмана транслировалась  по Первому каналу.
 - Какова же роль числительных в предложении?
IY. Рефлексивно-оценочный этап.
Занятия на олимпийской спортивной базе подходят к концу. Нам осталось пройти несколько тренажеров. (Приложение 3)
1.      Тренажёр «Мозговой штурм»:
- Что такое числительное?
- На какие разряды делятся числительные?
- Как изменяют числительные?
- Какими членами предложения могут быть числительные?
1. Тест.
Укажите фразу, в которой отсутствует имя числительное:
а) пять олимпийских колец;
б) пятеро теннисистов;
в) пятак;
г) пятый на дистанции
2. Выберите правильный ответ:
 Имена числительные делятся на:
а) косвенные и нарицательные:
б) количественные и порядковые;
в) качественные и относительные;
г) количественные и повествовательные.
3. Укажите количественное числительное:
а) на первом месте;
б) во втором раунде;
в) двадцать вторые игры;
г) восемьдесят четыре комплекта наград.
            4.  Укажите порядковое числительное:
            а) четырнадцатые;
            б) двенадцать;
             в) восемь;
             г) семьсот девяносто семь.
5. Укажите верное утверждение.
а) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счете.
б) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
в) Имя числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
г) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.

(Взаимопроверка работ)
Y. Итого урока
Мы успешно преодолели сложные задания и изучили новую тему, побывав в роли спортсменов. Дома вам предстоит провести серьезную тренировку по теме, чтобы закрепить результаты.
YI.  Домашнее задание. Составить текст ( на любую тему) с использованием числительных.
Приложение 1

Два спортсмена
Двое на трассе
Двоюродный
Двойка
Двойник чемпиона
Тройной тулуп
Пятак
Пятый в заплыве
Пятиклассник
Пять олимпийских колец
Три фигуристки
Утроить результат

Лист контроля

Два спортсмена - числительное
Двое на трассе- числительное
Двоюродный - прилагательное
Двойка - существительное
Двойник чемпиона
Тройной тулуп- прилагательное
Пятак- существительное
Пятый в заплыве- числительное
Пятиклассник - существительное
Пять олимпийских колец- числительное
Три фигуристки- числительное
Утроить результат - глагол
Приложение 2 
Примерный комплекс упражнений для глаз
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4. Затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогично проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза.
4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Приложение 3
1. Тест.
Укажите фразу, в которой отсутствует имя числительное:
а) пять олимпийских колец;
б) пятеро теннисистов;
в) пятак;
г) пятый на дистанции
2. Выберите правильный ответ:
 Имена числительные делятся на:
а) косвенные и нарицательные:
б) количественные и порядковые;
в) качественные и относительные;
г) количественные и повествовательные.
3. Укажите количественное числительное:
а) на первом месте;
б) во втором раунде;
в)двадцать вторые игры;
г) восемьдесят четыре комплекта наград.

4.  Укажите порядковое числительное:
а) четырнадцатые;
б) двенадцать;
в) восемь;
г) семьсот девяносто семь.
5. Укажите верное утверждение.
а) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счете.
б) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
в) Имя числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
г) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.
Ответы: 1- в, 2- б, 3г, 4 – а - б







Комментариев нет:

Отправить комментарий