понедельник, 17 июня 2013 г.

Сергеева Ольга Ильинична, учитель истории и обществознания
1 КК  МКОУ Приданниковская СОШ
Сценарий Урока мужества
(общешкольное мероприятие)
Тема: Сталинградская битва (к 70-летию сражения на Волге)
Цель: формирование нравственной личности через изучение истории малой Родины.
Задачи: развитие интереса и навыков изучения истории родного края; воспитание патриотизма; привлечь внимание учащихся к лучшим традициям нашего народа, доблестным и героическим страницам отечественной исто­рии: воспитывать чувство уважения к старшему поколению и форми­рованию осознания сопричастности к прошлому.
Оборудование: плакаты военных лет, выставка книг и детских работ, посвященных Сталинградской битве, стенд с видами историко-культурных памятников и военных музеев Волгограда, мультимедиа проектор, презентация.
Объем учебного времени -    45 минут.
Звучат первый куплет и первый припев песни «На Мамаевом кургане» (А. Розенбаум).
1-й ученик: История дает нам немало примеров героических сра­жений 1941-1945 гг., поразивших весь мир. И среди них особое место занимает Сталинградская битва. Слово «Сталинград» не случайно вошло во все языки мира. Именно здесь, на Волжской земле, россий­ский солдат нанес сокрушительный удар противнику и тем самым пе­реломил ход крупнейшей в истории человечества войны. С малоизве­стной высоты с отметкой «102,0» — Мамаева кургана — Красная Армия, по словам Маршала Василевского, открыла себе дорогу к Берлину.
2-й ученик: 5 апреля 1942 г. Гитлер подписал директиву № 41. Цель: овладеть промышленным центром — Сталинградом, выйти к Волге и по ней в кратчайшие сроки попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть. По замыслу Гитлера на этот прорыв уйдет неделя и осуществит его 6-я полевая армия Паулюса.
Нашим войскам предстояло ценой неимоверных усилий сдержать натиск хорошо подготовленного и вооруженного и численно превос­ходящего противника.
1-й ученик: 17 июля 1942 г. стал первым днем Сталинградской битвы. Силам вермахта на этом участке фронта противостоял Сталин­градский фронт. В кровопролитных боях советские воины проявляли чудеса героизма. В бою близ Хутора Калмыков в районе станицы Клетской четыре советских бронебойщика отражали атаки 30 немец­ких танков. 8 танков из них уничтожил боец Петр Болото — он стал одним из первых Героев Советского Союза в Сталинградской битве. 23 июля первый во время битвы воздушный таран совершил летчик Александр Попов.
2-й ученик: В августовские дни 42-го в Сталинградском небе от­личился командир звена 182-го истребительно-авиационного полка старший лейтенант Михаил Баранов. В неравном бою против «мес-сершмиттов» и «юнкерсов» он сбил 4 вражеских самолета, а когда кончились боеприпасы, решил таранить врага и плоскостью своего самолета отрубил хвост немецкой машины. Михаилу Баранову было присвоено звание Героя Советского Союза. Ему шел тогда двадцать первый год.
1-й ученик:  Из Приказа Народного Комиссара Обороны Союза ССР № 227 от 28 июля 1942 г.: «Враг бросает на фронт все новые си­лы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперед, рвется вглубь Советского Союза, захватывает новые районы, опустошает и разоряет наши города и села, насилует, грабит и убивает советское население. Бои идут в районе Воронежа, на Дону, на юге у ворот Се­верного Кавказа. Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, к Волге и хотят любой ценой захватить Кубань, Северный Кавказ с их нефтя­ными и хлебными богатствами. <...>…пора покончить отступление. Ни шагу назад! Таким теперь дол­жен быть наш главный призыв... Надо упорно до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской террито­рии, цепляться за каждый клочок советской земли и отстаивать его до последней возможности. <…>
                                                            Подписано: Народный Комиссар Обо­роны И. Сталин.
2-й ученик: Самым трагическим днем в истории Сталинградской битвы для жителей и защитников города стал день 23 августа 1942 г. В этот день начались массированные воздушные бомбардировки го­рода. Всего за два часа вражеская авиация произвела около 2000 са­молето-вылетов.
1-й ученик: Бомбы разрушали предприятия, уничтожали приста­ни, жилые дома, культурные ценности, нефтебаки и нефтехранилища. Казалось, что горит не только город, горит сама Волга. В этот день погибло более 40 тысяч мирных жителей. Противнику удалось про­рвать оборону, выйти севернее города к Волге и приблизиться к це­хам Сталинградского тракторного завода. В течение четырех дней ра­бочие завода сдерживали превосходящие силы противника вплоть до подхода регулярных частей Красной Армии.
2-й ученик: День 23 августа вошел в историю Сталинградской битвы как День памяти и скорби по погибшим сталинградцам. Ежегодно в Волгограде собираются около памятных знаков очевидцы Сталинградской битвы, чтобы почтить память родственников, соседей, друзей, погибших в родном городе и возложить венки и цветы.
1-й ученик: Решением штаба ГКО от 25 августа 1942 г. в городе было введено осадное положение. Трудом жителей области и города было по­строено три обвода оборонительных рубежей общей протяженностью более 3000 км. Писатель Константин Симонов, работавший тогда воен­ным корреспондентом газеты «Красная звезда», так написал о героизме защитников города: «Сегодня мы еще держимся, мы еще не побеждаем, но слава солдата каждый день и каждую ночь рождается здесь».
2-й ученик: Оборонительное сражение под Сталинградом приоб­ретало все более ожесточенный характер. 14 сентября противник про­рвался в центр города, завязались бои за железнодорожный вокзал «Сталинград — 1», здание которого несколько раз переходило из рук в руки. Потери с обеих сторон были огромными.
1-й ученик: Местом самых ожесточенных боев в Сталинграде стал Мамаев Курган — на военных картах он обозначался как высота 102.0. Курган имел важное стратегическое значение: с его вершины хорошо просматривалась и простреливалась прилегающая территория, включая переправы через Волгу. По 10-12 раз в день гитлеровцы штурмовали Курган, но, неся потери в людях и технике, так и не смогли овладеть всей его территорией. Почерневший от взрывов, обожженный и изры­тый воронками и дзотами, он стал символом отчаянной и героической борьбы защитников Сталинграда: на каждый квадратный метр земли к весне 1943 г. здесь приходилось от 500 до 1250 осколков.
2-й ученик: Самым юным защитником Сталинграда был шестилет­ний Сережа Алешков. Его мать и брата зверски замучили гитлеровцы. Самого же Сережу нашли в лесу бойцы 142-го гвардейского стрелкового полка 47-й гвардейской стрелковой дивизии. В боевых действиях ребенок, конечно, не участвовал, но старался помогать бойцам: то хлеб принесет, то воду, в перерыве между боями песню споет, стихи почита­ет. А однажды он спас жизнь командиру полковнику Воробьеву, обна­ружив его под обломками землянки и позвав на помощь. Воробьев был спасен. Впоследствии он стал приемным отцом ребенка.
Сережа Алешков за участие в Великой Отечественной войне был награжден медалью «За боевые заслуги».
1-й ученик: История сохранила имена героев, чей подвиг поразил современников и стал назиданием для потомков. Мы назовем лишь не­сколько имен:
Матвей  Путилов — связист штаба 308-й стрелковой дивизии. В разгар боя при исправлении поврежденной линии связи ему раздро­било обе руки. Истекая кровью, герой дополз до места разрыва линии связи, и, теряя сознание, зубами соединил оба провода.
Михаил Паникаха— боец 1-й роты 193-й стрелковой дивизии 885-го стрелкового полка. Поднятая им на вражеский танк бутылка с горючей жидкостью воспламенилась от попадания пули. Охваченный пламе­нем, он бросился к немецкой машине, разбил о ее броню вторую бу­тылку и лег на броню танка. Умирая, Михаил уничтожил танк врага с его экипажем.
Василий Зайцев — снайпер 284-й стрелковой дивизии. Он лично уничтожил 242 фашиста, а обученные им снайперскому делу солдаты уничтожили 1106 солдат и офицеров врага. Немецко-фашистское ко­мандование, чтобы уничтожить Зайцева, доставило в Сталинград ру­ководителя берлинской школы снайперов майора Конингса. Но через 4 дня и он был застрелен известным снайпером.
Яков Павлов — сержант, возглавивший оборону дома на одной из площадей Сталинграда. Расположение этого дома позволяло вести наблюдение и обстреливать занятую противником часть города на за­пад, север и юг на расстояние более километра. Группа солдат во гла­ве с Павловым захватила опорный пункт. Немцы подвергли его не­прерывному артиллерийскому и минометному обстрелу, атаковали бомбами с воздуха. Но защитники дома стойко держались. 58 дней и ночей они не давали гитлеровцам прорваться на этом участке к Волге, за это время уничтожили солдат противника больше, чем вермахт по­терял при взятии Парижа.
2-й ученик: Эти имена стали символами героизма и мужества нашего народа. И этот героизм был массовым. За подвиги, совершен­ные в дни Сталинградской битвы, 120 солдат и офицеров были удо­стоены звания Героя Советского Союза, более 750 тысяч человек бы­ли награждены учрежденной 22 декабря 1942 года Медалью «За оборону Сталинграда» (в их числе как военнослужащие, так и лица из гражданского населения)
1 - й  ученик: Большой вклад в победу народа в Великой Отечественной войне привнесли воины-уральцы. Особо проявили себя под Сталинградом 284-я и 221-я Красноуфимские дивизии. Бо­лее 20 тысяч красноуфимцев были призваны горвоенкома­том за годы Великой Отечественной войны, около 8 тысяч из них сложили головы на полях сражений. Свои боевые знаме­на прославили воины-уральцы в битве под Сталинградом, которая явилась примером стойкости, непоколебимости, му­жества советского воина. Здесь, в жестоких боях под стенами Сталинграда, родилась слава 62-й армии В.И. Чуйкова, в составе которой 130 дней и ночей сражалась 284-я стрелко­вая дивизия, сформированная в нашем городе. Дивизия обо­роняла Мамаев курган. Именно в этой дивизии родилось снайперское движение, основателем которого был Василий Григорьевич Зайцев, пришедший в дивизию в Красноуфимске с пополнением моряков.
2-й_ученик: Григорий Иванович Мокрушин,  Сергей Петрович Кочеватов, Павел Никандрович Галкин жители нашей деревни Приданниково внесли свой вклад в победу под Сталинградом. Пока они были живы, учащиеся нашей школы навещали их, приглашали на школьные праздники. Но время идёт, и уходят из жизни ветераны, но память о них жива.                                                                                                                                   Сергей Петрович Кочеватов в Сталинграде  руководил действиями бойцов минометного расчета. О его подвигах с восхищением писал Ю. Подгайный в статье «Пятеро отважных»! в Газете «Городок» 07.02.2003.
 «Земля горела и дрожала, страшная жажда мучила минометчиков - бой шел весь день, но огневые точки врага еще не уничтожены. Наводчик миномета Сергей Кочеватов снова и снова припадает к окулятору прицела. Затихла одна вражеская амбразура, вторая... десятая, одиннадцатая!»
«Почти дюжину дотов, дзотов пулеметных гнезд уничтожил в одном бою отважный, хладнокровный и необыкновенно умелый- воин - уралец! После капитуляции вражеских войск во главе с фельдмаршалом Паулюсом сержанту Кочеватову вручили сразу два ордена: Отечественной войны первой степени и Красной звезды. А всего Сергей Петрович получил четыре ордена и  медали: «За отвагу». «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда»,... и четыре ранения.
Сергею Кочеватову была оказана большая честь: вместе с самыми заслуженными воинами корпуса участвовал в параде Победы 24 июня 1945...»
1-й ученик: Павел Никандрович Галкин воевал в составе 62-й дивизии 7-ой танковый корпус. В Газете «Городок» в статье от 23 февраля 2003 года Мухматьяна Тимергалиева «Ужасы войны» описаны  воспоминания Павла Никандровича: «Брали Сталинградский тракторный завод. Не дали им (Павел Никандрович ни разу не сказал «немцы», «советские») перейти Волгу, погнали.
Командира машины убило, и башенный стрелок погиб - перебили нас всех, страшно рассказывать, о Господи! В танке один я остался. Едем... Танк справа загорелся, слева - загорелся, я посередине... Танк вперед-назад задергался, дали второй раз - загорелся. Как выскочил - не помню. Молодой солдат подскочил, разорвал на мне одежду.
Скидали раненных на бронированную танкетку «комсомолец» была такая. Выгрузили в овраге, кругом ни одного кустика. Налетели, бомбить стали, «перекуделили», перебили всех людей, лошадей, а мы остались в «летучке».
Далее обгорелого, полуживого Павла Никандровича увезли в Казань, Челябинск, Свердловск - нигде не приняли, во все госпитали народу навалило.
- В Омске только нас приняли, разгрузили. Оказывается, бинтовать-то не надо было, все полопало. Спал сидя. Много дней ничего не видел, думал - если уж слепой, то лучше умереть здесь. Кандидат медицинских наук Мария Владимировна (фамилию уже не помню) говорила: «Сделаем. Мать родная не узнает». Перевязки начали делать.
Дали 100 граммов, морду сняли, на тумбочку поставили: «Гляди». И, правда,- моя рожа там. Поглядел и заревел. Тогда мне 22-й год пошел.
Не до фотографирования было на войне. Возьму в руки альбом...Нервишки сдали... Сколько наших парней там полегло, молодые все!..» Слезы наворачиваются и у всех нас, кто его в это время слушал. Сфотографировали фронтовика, достав по этому случаю из шифоньера парадный костюм с боевыми наградами.
2-й ученик: Память о наших земляках  жива. Волгоградскими красноуфимцами называют себя жители улицы города-героя, которая носит имя Красноуфимска. Эта улица - своеобразный памятник красноуфимцам, пролившим кровь в Сталинградской битве, дань уважения волгоградцев уральскому городу.   У красноуфимской улицы славное прошлое. Здесь, в так называемой Бекетовке, шли жестокие бои, в которых насмерть стояло и воинское соединение в составе которого было много красноуфимцев. К концу сражения именно на эту улицу была доставлена после пленения вся командная верхушка армии Паулюса, и в домике под № 20 состоялся первый допрос фашистских генералов.                                                                Ныне улица Красноуфимская - оживленная и нарядная магистраль в Кировском районе Волгограда. Место пленения Паулюса стало музеем. Ровно 70 лет назад на этом месте был пленен фельдмаршал Паулюс и штаб шестой армии Вермахта, Экспозиция музея рассказывает о том, как 38-я мотострелковая бригада вынудила немецкого военноначальника выбросить белый флаг.                                                                                                                                                   2-й ученик: Низкий поклон Красноуфимцам - защитникам Сталинграда!                                   
 2-й ученик: Владимир Подгайный, гвардии майор запаса, пишет в статье «Пятеро отважных»!: «Мы живем в сложное время: у всех много проблем и даже обид, претензий. Однако победа под Сталинградом не дала нам стать рабами фашистов. Большинство живущих не знают этого ужаса, который нес людям Гитлер. Только они, мужественные и отважные, знают цену Победы и цену жизни»                                                                                           1 ученик: 19 ноября 1942 года. Советские войска под Сталин­градом перешли в контрнаступление: началась операция «Уран». Си­лами войск Юго-Западного Донского и Сталинградского фронтов должна была быть прорвана оборона противника.                                    
2-й ученик: Известие об окружении 6-й армии Паулюса произвело в ставке Гитлера эффект внезапно разорвавшейся бомбы. Потеряв са­мообладание, Гитлер в ярости кричал: «Я не оставлю Волгу! Я не уй­ду с Волги!» Главный довод фюрера сводился к тому, что в случае ос­тавления Сталинграда были бы сведены к нулю все успехи летнего наступления на юге, а вместе с ними исчезли бы и все надежды на завое­вание Кавказа. Паулюсу был дан приказ занять круговую оборону, а раз­рушенный до основания город превратить в «крепость Сталинград».                                                                                                                      1-й ученик: В 20-х числах января 1943 года стало очевидным, что окруженная на берегах Волги и в придонских степях лучшая из армий обречена. Катастрофа стала необратимой. Паулюс не переставал про­сить Берлин о помощи.                                                                    
  2-й ученик: Ожесточенные бои на развалинах Сталинграда про­должались еще несколько дней. 6-я немецкая армия под ударами Со­ветских войск бесславно гибла. Район боев представлял собой ужа­сающую картину: среди сплошных развалин громоздилась разбитая брошенная техника, валялись тысячи трупов, оставшиеся в живых немецкие солдаты были на грани безумия. Брошенные на произвол судьбы своим верховным командованием солдаты и офицеры отчаян­но сопротивлялись.                                                 _1-й ученик: 31 января южная группировка противника прекратила борьбу. За несколько часов до капитуляции Паулюсу было присвоено высшее в вермахте воинское звание — генерал-фельдмаршал. По не­писаной прусской традиции германские фельдмаршалы никогда в плен не сдавались. Паулюс решил иначе.                                                                  
 2-й ученик: 2-го февраля капитулировала северная группа про­тивника. Такого поражения враг не испытывал с начала Второй миро­вой войны. В Германии был объявлен траур.       
1-й ученик: Сталинградская битва изменила обстановку не только на советско-германском фронте, но и на всех других театрах Второй миро­вой войны. Это была не просто военная победа. Это был бессмертный исторический подвиг советского народа и его Вооруженных Сил.                                                                                                                     2-й ученик: «Победа наших войск под Сталинградом ознаменова­ла собой начало перелома в войне в пользу Советского Союза и нача­ло изгнания вражеских войск с нашей территории» (Г.К. Жуков}.                                                                                                                      1-й ученик: «Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания. Этот символ сохранится в веках. Надо, чтобы будущие поко­ления смогли воочию увидеть все величие одержанной вами победы...Это действительно изумительная победа» (У. Черчилль, премьер-министр Великобритании).                                                                                                                              2-й_ученик: «Эта славная победа остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны Союзных наций против сил агрес­сии» (Ф.Рузвельт, президент США).           
1-й_ученик- В ноябре 1943 года на конференции руководителей трех союзных держав в Тегеране премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль передал советской делегации почетный меч — дар короля Георга VI гражданам Сталинграда в ознаменование победы над фашистскими захватчиками. На обеих сторонах лезвия меча надпись на русском и английском языках: «Гражданам Сталинграда — крепким, как сталь, в знак глубокого восхищения британского народа».                                                            2-й ученик: Не были забыты 140 дней и ночей боев за Мамаев курган. 15 ноября 1967 года на Мамаевом кургане был открыт памят­ник-ансамбль.                                          
  1-й ученик: В 70-е годы XX века звания Почетных граждан Вол­гограда были удостоены Маршалы А.И.Еременко и В.И.Чуйков, гене­рал-полковники А.И.Родимцев и М.С.Шумилов, участники битвы В.Г.Зайцев и Я.Ф.Павлов. Маршал В.И. Чуйков и генерал-полковник М.С.Шумилов похоронены на Мамаевом кургане. Звучит фрагмент песни «Песня-сказ о Мамаевом кургане»  (А.Пахмутова, В.Боков).           Од­новременно демонстрируются виды памятных мест Волгограда.                                        
  2-й ученик: Уже после войны на Мамаевом кургане под Сталин­градом была установлена грандиозная 52-метровая скульптура «Ро­дина-мать». По замыслу скульптора В.Вучетича — автора памятника-ансамбля на Мамаевом кургане — меч, поднятый в Сталинграде, был опущен советским воином-освободителем в поверженном Берлине.              Одновременно на экран проецируются изображения скульптур «Родина-мать» в Волгограде и советского воина-освободителя со спа­сенной девочкой на руках в Трептов-парке в Берлине.                                                                                                                               1-й  ученик:   Предлагаю почтить память защитников  Сталинграда  минутой молчания. Объявляется минута молчания.                                                                                                                             
 2-й  ученик:  Президент РФ Владимир Путин подписал указ о праз­дновании в 2013 г. 70-летия разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Учиты­вая особое значение Сталинградской битвы для достижения победы, как переломного момента в Великой Отечественной войне, и в связи с исполняющимся 2 февраля 2013 г. 70- летием этого исторического события в городе-герое Волгог­раде прошли торжественные мероприятия. В праздничных мероприятиях в городе-герое Волгограде при­няла участие и делегация из города Красноуфимска.
Литература
1.  Аргасуева С.А., Андреева З.Н. и др. Битва за Сталинград. Волго­град, 2003.
2.  Битва за Сталинград /Под ред. А.А. Кольтюхова и Ю.П. Квятковского. М.; СПб., 2002.
3. газете «Вперед» № 31 от 23 февраля 1983 года
4. Ю.Подгайный  «Пятеро отважных»! Газета «Городок» 07.02.2003.
5. Стародумова         Л. «Солдатская профессия». Газета «Вперед».07.02.2003
6. М.Тимергалиев. «Ужасы войны». Газета «Городок».21.02.2003.                                                                7. Воспоминания Павла Никандровича Галкина, записанные первым руководителем школьного музея Приданиковской школы Грязновой Галиной Павловной, хранятся в архиве музея.                                                                                                                                                8. Материал Назарова Анатолия, ученика 6 класса,  про его прадеда Павла Никандровича Галкина. Музей МКОУ Приданниковская СОШ.                                   


Комментариев нет:

Отправить комментарий