понедельник, 17 июня 2013 г.

МКОУ «Приданниковская средняя общеобразовательная школа»
Интегрированный   урок русского языка и литературы в 6 классе                
          (с использованием здоровьесберегающих технологий)
учитель русского языка и литературы Черемнова О.А.
Пояснительная записка.
Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
                                         В.А. Сухомлинский
      
            Мы, взрослые, ошибочно считаем: для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом? Как же быть? На этот вопрос каждый ответит: «Беречь ребёнка от перегрузок».Но беречь – это не значит не учить, ограничивать необходимое развитие. Вопрос в том, как учить, не создавая дополнительных трудностей?
            Здоровье – самая большая драгоценность, которая у нас есть. Действительно, здоровье – это не только отсутствие болезни, а физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой. Переход на новую, личностно-ориентированную парадигму образования и воспитания предполагает учителям уделить больше внимания здоровьесберегающим технологиям: смене видов деятельности, чередованию видов активности (интеллектуальной –> эмоциональной –> двигательной), включению "разрядок” (игры, разучивание стихов, инсценирование, пение), то есть личностное ориентирование – модель образования, метод сохранения и укрепления здоровья.
            Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. 
            Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами - планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
            Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может  выступать  как одна из задач некоего  образовательного процесса.                                                           Под  здоровьесберегающими технологиями  будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.   По-прежнему основной формой организации учебы является урок, на котором учитель должен задействовать все свое умение, знания,  опыт, для того, чтобы «вдохновлять каждого ученика радостью мышления, стремлением к богатой жизни в мире мысли» (Сухомлинский).  Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урок
            Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое  внимание здоровьесберегающим  технологиям.    Что может сделать учитель на уроках русского языка и литературы? Прежде всего, учитель не должен  допускать перегрузки учеников, определяя оптимальный объём учебной информации и способы её предъявления, учитывать интеллектуальные, физиологические особенности учащихся, индивидуальные способности каждого ученика. Стараться предусмотреть такие виды работы, которые снимали бы усталость. При планировании урока включаю многократные зарядки-релаксации, в общей сложности отводя на них 3-5 минут. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала, а приобщение учащихся к оценке своей работы позволяет учителю избежать конфликтов,                а у учащихся формирует оценочное суждение.    Видами релаксации могут быть различного рода  движения, игры, тесты оздоровительного характера,  заинтересованность чем-нибудь новым, необычным.                                                                                                
           
            Здоровьесберегающие компоненты, используемые, в основном, на каждом уроке:


w        Утренняя гимнастика

w        Динамические паузы

w        Чередование поз во время урока

w        Организационное начало (выстраиваются договорные отношения, принимаются правила урока)

w        Ранжирование учебного материала урока по степени сложности, новизны , актуальности

w        Использование активных методов обучения: поисковый, диалогический, игровой, проектный, исследовательский и др.

w        Отражение в содержании вопросов, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни (по возможности)

w        Гармоничное сочетание обучения-воспитания-развития в учебной деятельности

w        Плотность урока: количество времени, затраченного на учебную деятельность не менее 60%, но не более-80%

w        Темп завершения урока спокойный, учащийся должен иметь возможность задать учителю вопросы

w        Учитель комментирует домашнее задание (объем, «риски». «опасные места». Наличие выбора)

w        Система оценивания.

            Три варианта оценивания:

            1.  Ученик (самооценка)

            2. Ученик-ученик (взаимооценка)

            3. Ученик-учитель (корректирующая оценка и договор на  окончательную оценку)

На уроке всегда  придерживаюсь  основных требований к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:

1. Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.
2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.
3. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
4. Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.
5. Активизация развития всех сфер личности учащихся.
6. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
7. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегаюших образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).
8. Формирование практически необходимых знаний, умении, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
9. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
10. Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.
11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого с учетом особенностей развития учащихся.
            Одним из основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий   является  творческий характер образовательного процесса и обеспечение мотивации образовательной деятельности. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается за счет использования на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.
           Интегрирование уроков русского языка и литературы дает большие возможности для реализации этих творческих задач
            Какие здоровьесберегающие технологии использованы мною на интегрированном уроке русского языка и литературы в 6 классе на тему: «Морфологический разбор глагола при изучении темы: «Человек в окружающем мире» (по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»)»?    
w        Комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Это метод самооздоровления.                                                  
w        Учет индивидуальных способностей и особенностей ребенка. Не могут дети в классе быть все   одинаковыми, поэтому нельзя к ним применять одни и те же приемы работы или проводить одни и те же упражнения на стрессоустойчивость.
w        Объяснение нового материала с опорой  на субъективный опыт учащегося, как это предлагается в технологии личностно ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности.
w        Включение в содержание уроков «анатомических диктантов» с целью пропаганды  здорового образа жизни.
w        Невербальная выразительность – одна из составляющих успешного педагогического общения. (жесты, мимика, позы, взгляд, манеры слушать.
w        Проведение   на   уроке   разнообразных    валеологических пауз, дыхательной гимнастики, самомассажа, упражнений, направленных на поддержание у учащихся высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости. Ребята осваивают и затем самостоятельно используют эти способы снятия напряжения и усталости.
w        Секрет доброты состоит в том, что без этой фундаментальной основы всего созидаемого на Земле результаты действий не принесут пользы ни тому, кто что-то делает, ни тому, для кого что-то делается.
w        Каждый урок с использованием здоровьесберегающих технологий   должен обязательно включать работу с телом, душой и разумом детей и учителя. Очень важно постоянно, шаг за шагом, прививать детям мысль, что они сами творцы своего здоровья.
w        Организация саморефлексии. Умело проведенная рефлексия дает возможность понять следующее: насколько дети осознают, что и как они делали на уроке, что им помогало и что могут использовать впоследствии в жизни.
w         Учет индивидуальных способностей и особенностей ребенка.
w        Система домашних заданий, их дозировка, выбор, творческий характер. (Эти методы помогают ребенку осознать, что у него, как и у любого человека, всегда есть право выбора.) Объем домашних заданий и степень их сложности соизмеряются с возможностями каждого ученика.
w        Важным и наиболее сложным звеном в деятельности учителя является достижение эмоционального контакта. Естественно, что речь идет о положительных эмоциях, которые, будучи самоценностью, выполняют в учебно-воспитательном процессе побуждающую функцию.   Уметь общаться, быть хорошим речевым партнером для учителя – не роскошь и не желаемое приложение, а жизненная необходимость.

w        В плане - конспекте урока они указаны - выделены курсивом.
Интегрированный (спаренный) урок русского языка и литературы в 6 классе                        
  (урок с использованием здоровьесберегающих технологий)
Тема урока:                                                                                                                                    «Морфологический разбор глагола при изучении темы: «Человек в окружающем мире»                             (по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»)»                                                                       
Цели  и задачи урока:   
  • упражнять обучающихся в разборе глагола морфологически;
  • показать единство человека и природы, неразрывную тесную связь всего существующего в мире;
·         создание здоровьесберегающих условий обучения на уроке;
  • укреплять здоровье обучающихся; дать советы по сохранению и укреплению здоровья и познакомить с некоторыми  «секретами здорового питания»;
  • учить анализировать опасные ситуации, изучать свои физические и психологические особенностями и применять их в различных ситуациях;
  • сделать мудрые выводы о высоком назначении человека – быть ответственным за всё живое на земле;
  • пробудить в шестиклассниках волнение, чувство переживания;
  • воспитывать в детях чувство красоты, доброты; доброе отношение  к окружающему миру
  • раскрыть мастерство М.М.Пришвина как писателя;
  • развивать  устную  и письменную  речь  обучающихся.
Оборудование:
интерактивная доска, ноутбук, проектор, портрет М.М.Пришвина, выставка книг писателя, ритмичная музыка для физминуток, плакаты:
·        “Слова у Пришвина цветут, сверкают, шелестят, как травы”     К.Г.Паустовский                             
·        “Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя М.М.Пришвина”       К.Г.Паустовский
План-конспект  проведения урока
I.Организационная часть                                                                                                                              Организация начала урока.Создание спокойной, деловой обстановки. Проверка готовности обучающихся к дальнейшему изучению материала (Комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Это метод самооздоровления)                                                   
II. Сообщение учителем темы урока                                                                                                 Постановка задач урока. Сообщение обучающимся о материале, который будет изучаться, проверяться. (Актуализация знаний учащихся) Вступительное слово учителя о целях и задачах урока, включение в проблематику, организация мотивации обучения как обязательного элемента вхождения в мир произведения. В начале урока раздаются рабочие карточки. В течение урока обучающиеся делают в ней записиm  (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. Часть 1. Задания)                                   
(Учет индивидуальных способностей и особенностей ребенка. Не могут дети в классе быть все   одинаковыми, поэтому нельзя к ним применять одни и те же приемы работы или проводить одни и те же упражнения на стрессоустойчивость)
   ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
РАБОЧАЯ КАРТОЧКА № 1               Часть 1. Задания.
1. Какие эпитеты использует Пришвин в своих миниатюрах («Времена года»)?
2. Что в сказке – были Пришвина «Кладовая солнца»  напоминает сказку?
3.Как люди в деревне называли Настю и почему?
4. Какие глаголы в прошедшем  времени использованы в сказке – были Пришвина «Кладовая солнца»? 
5.Что нового узнал(а) на уроке? Какую оценку я могу себе поставить?





РАБОЧАЯ КАРТОЧКА № 2                 Часть 1. Задания.
1.Какие сравнения использует Пришвин в своих миниатюрах («Времена года»)?
2. Что в сказке – были Пришвина «Кладовая солнца»  напоминает быль?
3.Как люди в деревне называли Митрашу и почему?
4. Какие глаголы в будущем  времени использованы в сказке – были Пришвина «Кладовая солнца»? 
5.Что нового узнал(а) на уроке? Какую оценку я могу себе поставить?





РАБОЧАЯ КАРТОЧКА № 3                   Часть 1. Задания.
1. Какие эпитеты использует Пришвин в своих миниатюрах («Времена года»)?
2. Что в сказке – были Пришвина «Кладовая солнца»  напоминает быль?
3.Как люди в деревне называли Настю и почему?
4. Какие глаголы в настоящем времени использованы в сказке – были Пришвина «Кладовая солнца»? 
5.Что нового узнал(а) на уроке? Какую оценку я могу себе поставить?





-Ребята, дома вы заполняли 1 часть таблицы рабочих карточек. Сегодня на уроке должны будете закончить работу по заполнению этих таблиц. В конце урока мы проверим, как вы выполнили домашнее задание и как сумели в ходе классной работы выбрать нужный материал.                                           -Тема сегодня очень интересная, потому что она и развивает, и дает возможность повторить большой материал по русскому языку и литературе. А еще очень важно, что этот наш урок носит здоровьесберегающий характер. А теперь помогите мне, пожалуйста, сформулировать тему сегодняшнего урока. Вставьте пропущенное слова вместо точек–           название части речи                                     -  …     – самая живая часть речи…                                                                                                                                             Назначение ...   –                                                                                                                                          выражать само действие.                             А. Югов  (Глагол)
- Правильно, это глагол. Сегодня мы вспомним и повторим  признаки глагола, научимся производить полный морфологический разбор, так как частично глаголы морфологически разбирать вы умеете уже с 5 класса.
- Поможет нам в этом М.М.Пришвин. Какое произведение по литературе мы закончили изучать на прошлом уроке литературы? (М.М.Пришвин «Кладовая солнца»)
- На материале этого прозведения мы и построим свой урок. Постараемся понять поступки детей и, проанализировав их, сможем объяснить и свои некоторые поступки и жизненные ситуации, в которые иногда попадаем.                                                                                                                                                       (Объяснение нового материала с опорой  на субъективный опыт учащегося, как это предлагается в технологии личностно ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности).
-Какого  жанра это  произведение? (Сказка-быль)
-Что напоминает сказку? А что – быль? (Сказочно и метафорично  само название. Но и реальность – описание образования торфа. Сказочный зачин. Есть «волшебный» чудесный предмет – компас. Он же  и реальный помощник. Образы сказочных героев(лиса, волк, заяц, сорока, тетерев) традиционны для сказки, но они реально встречаются героям в лесу.Сказочен сам сюжет: девочка собирала ягоды и заблудилась. Но это и вполне реальное событие)
- Не забывайте о своих рабочих карточках.
-Что отличает произведения Пришвина от произведений других писателей?                                              - Каждое его произведение – это встреча с чудом. Сам Пришвин создавал свои прекрасные произведения словно охваченный волнением от встречи чудом. Он,  завороженный, останавливался, и, взяв в руки карандаш, боясь, что этого он никогда не увидит, с упоением описывает каждый штрих, каждое мгновение жизни Природы: вот упала первая весенняя капля, муравьи сидят и ждут чего-то, из трухлявого пня выросла березка, по голым деревьям бегают белки…  Конечно же, читая Пришвина, вы, несомненно, открыли для себя много необычного, интересного. Далеко не каждому своему  почитателю природа раскрывает тайны. Она доверяет редким, удивительным, обладающим особым талантом людям -,таким, каким был М.М.Пришвин. Тысячу раз  прав Константин Паустовский, утверждавший: «Если бы природа могла чувствовать благодарность человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде свего эта благодарность выпала бы на долю Пришвина».  И сегодня на уроке мы поучимся  у этого удивительного человека видеть, слышать, любить природу, проникать в ее тайны…
III. Мотивация учебной деятельности.
- Писатель уверен, что человек  должен судить природу «по себе», привносить  в нее свои переживания, ощущения. Это умение Пришвин   называл «родственным вниманием». Только тот сможет больше увидеть в природе, кто умеет сопереживать ей, чувствовать ее.
IV. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.
- Описывая будни природы, Пришвин не остается в стороне и от особых мгновений, когда  природа величественна.  И тогда ее описание становится своего рода гимном Природе.   
- Скажите, о каких «величественных»  мгновениях из жизни природы вы прочитали у Пришвина? Найдите их в тексте сказки – были, в главе 4. (…могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы… слабо долетело пение птиц, посвященное восходу великого солнца… гребешок загорелся огненным цветком… Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными елочками. Но случилось на небе в это время одно облачко. Оно явилось как холодная синяя стрелка и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время вдруг ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала...)
-Какими эпитетами  автор «усилил» существительное солнце? (Горячее, большое, чистое, живительное, красное…)
V. Выборочный «анатомический» диктант
- Ребята, сейчас я прочитаю отрывок из сказки – были , а вы выберите и выпишите глаголы.                  При корове двум детям не было такой уж нужды, чтобы продавать на рынке деревянную посуду, но добрые люди просят, кому - шайку на умывальник, кому нужен под капели бочонок, кому - кадушечку солить огурцы или грибы или даже простую посудинку с зубчиками - домашний цветок посадить. Сделает, и потом ему тоже отплатят добром. Но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы и, наверно, что-то смекает. Очень хорошо, что Настя постарше брата на два года, а то бы он непременно зазнался и в дружбе у них не было бы, как теперь, прекрасного равенства. Бывает, и теперь Митраша вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, тоже учить свою сестру Настю. Но сестренка мало слушается, стоит и улыбается... Тогда "Мужичок в мешочке" начинает злиться и хорохориться … (Продавать, просят, солить,  посадить, сделает, отплатят, лежит, смекает, зазнался бы, наставлял, вздумает, слушается, стоит, улыбается, начинает злиться и хорохориться…)  
- Теперь кратко объясните значение каждого из этих глаголов. Трудолюбие закаляет человека. Доброта делает общество здоровее.                                                                                                                                           (Включение в содержание уроков «анатомических диктантов» с целью пропаганды  здорового образа жизни )
VI. Ознакомление с новым материалом
- Какой из глаголов несовершенного вида? (Лежит)
- Какой – совершенного? (Отплатят)
- Назовите переходный глагол. (Солить)
-Есть среди выписанных глагол  I спряжения? Назовите его. (Вздумает)
-Назовите глагол условного наклонения. (Зазнался бы)
- Какие наклонения глагола еще знаете? Изъявительное, повелительное)
-Какие еще есть непостоянные признаки глагола? (Число, лицо, время, род)
VII.Физминутка
-Все повторили. Теперь самое время научиться разбирать глаголы морфологически. Но прежде немного отдохнем и проведем физминутку.Вспомните, мы их не повторили, оставили на физминутку, какие глаголы относятся ко II спряжению? (Все глаголы на –ить(кроме брить и стелить, 7 глаголов на –еть и 4 глагола на –ать: гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и обидеть, и терпеть, и зависеть, и  вертеть)
-Прекрасно. Теперь мысленно к каждому из них  подставьте такое  существительное, чтобы глагол  выражал только положительные  побуждения  человека.  Например, гнать лень, смотреть в будущее   (Невербальная выразительность – одна из составляющих успешного педагогического общения. (жесты, мимика, позы, взгляд, манеры слушать)
-Готовы. Начали вместе со мно: мысленно подставляем существительные  и мимикой, движениями, эмоциями и под ритмичную музыку и отдыхаем, и читаем рифмованные глаголы II спряжения: гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и обидеть, и терпеть, и зависеть, и  вертеть.    Личный пример учителя.
-А теперь, восстанавливаем дыхание  1,2,3..1,2,3..   Вдох –выдох! Вдох-выдох!...                                     (Проведение   на   уроке   разнообразных    валеологических пауз, дыхательной гимнастики, самомассажа, упражнений, направленных на поддержание у учащихся высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости. Ребята осваивают и затем самостоятельно используют эти способы снятия напряжения и усталости)
VIII. Первичное осмысление и закрепление
·        Коллективное обсуждение  материала с целью получения выводов обобщающего характера
·        Самостоятельная работа по образцу.  Выполнение заданий, требующих применения имеющихся знаний
-Теперь  мы познакомимся с планом морфологического разбора глагола, научимся разбирать и будем тренироваться в правильном разборе.
-Работа по осмыслению  и зареплению  изученного (морфологический разбор глаголов с доской, кто может – выполняет самостоятельно)
IX. Творческое применение знаний и умений
-Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились с заданием, справились с задачами нашего урока. (Секрет доброты состоит в том, что без этой фундаментальной основы всего созидаемого на Земле результаты действий не принесут пользы ни тому, кто что-то делает, ни тому для кого что-то делается)                                                                                                                                                                  - Теперь давайте задумаемся вот над таким вопросом: «Каков замысел Пришвина, раскрывающийся   в сказке-были?» (Показать единство человека и природы)
- Правильно! «Человек в окружающем мире» - тема и нашего урока.
-Давайте вернемся к нашим героям и вспомним, в чем правда жизни? И что такое «кладовая солнца»?  Этим мы решим еще одну задачу нашего урока, а заодно узнаем некоторые «секреты»  здорового питания (беседа)
  (Каждый урок с использованием здоровьесберегающих технологий   должен обязательно включать работу с телом, душой и разумом детей и учителя. Очень важно постоянно, шаг за шагом, прививать детям мысль, что они сами творцы своего здоровья)
X. Физминутка.
- А теперь еще одна физминутка.  Представьте себя на месте наших пришвинских героев. Ксати, как их звали? (Настя и Митраша)
-А как их называли люди в деревне?  («Золотая Курочка» и «Мужичок в мешочке»)
-Почему?  (  Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх. Митраше  было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный)                                                                                                                                                                       
- И вот они в лесу. Встали, посмотрели по сторонам. Хорошо в лесу!

Руки подняли и покачали —
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули —
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем —
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем —
Крылья сложим назад.


·         Для правильной ориентации дыхания проводятся двигательные упражнения с названиями: «Задуть свечу», «Словить комара», «Согреть руки», «Лилия» и др.
«Словить комара»: Разведите руки в стороны. Представьте, что ловите комара. Медленно сводите руки, чтоб его не испугать.При этот беспрерывно произносите звук [з]. Прихлопните комара и быстро разведите руки - получится автоматический вздох.

XI. Проверка домашнего задания
- А теперь проверим, как вы справились с  домашним  заданием и завершили начатую дома работу в классе. ( Проверка рабочих карточек – ПРИЛОЖЕНИЕ №1. Часть 2. Контроль)                                      (Учет индивидуальных способностей и особенностей ребенка. Не могут дети в классе быть все   одинаковыми, поэтому нельзя к ним применять одни и те же приемы работы или проводить одни и те же упражнения на стрессоустойчивость)
                      
                                                                                   ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
РАБОЧАЯ КАРТОЧКА № 1                   Часть 2. Контроль
1. Какие эпитеты использует Пришвин в своих миниатюрах («Времена года»)?
2. Что в сказке – были Пришвина «Кладовая солнца»  напоминает сказку?
3.Как люди в деревне называли Настю и почему?
4. Какие глаголы в прошедшем  времени использованы у Пришвина  в «Кладовой солнца»? 
5.Что нового узнал(а) на уроке? Какую оценку я могу себе поставить?
Пороша, как пудра; роса, как мелкий бисер; луг, как мертвые соты…
Образы сказочных героев(лиса, волк, заяц..) традиционны для сказки. Сказочный зачин. Есть «волшебный» чудесный предмет – компас. Сказочен сам сюжет: девочка собирала ягоды и заблудилась.
«Золотая Курочка»   Настя была как Золотая Курочка на ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Носик чистенький и глядел вверх.
Наставлял, зазнался


РАБОЧАЯ КАРТОЧКА № 2                  Часть 2. Контроль
1.Какие сравнения использует Пришвин в своих миниатюрах («Времена года»)?
2. Что в сказке – были Пришвина «Кладовая солнца»  напоминает быль?
3.Как люди в деревне называли Митрашу и почему?
4. Какие глаголы в будущем  времени использованы в сказке – были Пришвина «Кладовая солнца»? 
5.Что нового узнал(а) на уроке? Какую оценку я могу себе поставить?
Пороша, как пудра; роса, как мелкий бисер; луг, как мертвые соты…
Реальность – описание образования торфа. Девочка собирала ягоды и заблудилась- вполне реальное событие.
«Мужичок в мешочке» Митраше  было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный
Будут солить, отплатят,



РАБОЧАЯ КАРТОЧКА № 3                       Часть 2. Контроль
1. Какие эпитеты использует Пришвин в своих миниатюрах («Времена года»)?
2. Что в сказке – были Пришвина «Кладовая солнца»  напоминает быль?
3.Как люди в деревне называли Настю и почему?
4. Какие глаголы в настоящем времени использованы уПриш-вина в «Кладовой солнца»? 
5.Что нового узнал(а) на уроке? Какую оценку я могу себе поставить?
Утро серебряное; лист бархатный; листья нежные…
Реальность – описание образования торфа. Девочка собирала ягоды и заблудилась- вполне реальное событие.
«Золотая Курочка»   Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх.
Старается, смекает, стоит, улыбается


XII.  Итог урока с оценкой проделанной работы
-Спасибо, ребята, за урок! Все поставленные цели достигнуты и задачи решены.                        (Каждый урок с использованием здоровьесберегающих технологий   должен обязательно включать работу с телом, душой и разумом детей и учителя. Очень важно постоянно, шаг за шагом, прививать детям мысль, что они сами творцы своего здоровья)
-Последний вопрос: что нового вы узнали сегодня на уроке и понравился ли он вам?             (Организация саморефлексии. Умело проведенная рефлексия дает возможность понять следующее: насколько дети осознают, что и как они делали на уроке, что им помогало и что могут использовать впоследствии в жизни)
XIII. Контроль и оценка знаний
-Какую оценку поставили бы вы сами себе?                                                                                                        -Почему?                                                                                                                                                                       -Кто не согласен?                    (Учет индивидуальных способностей и особенностей ребенка)
XIV. Домашнее задание.
- Запишите задание на дом:  выполнить одно из трех заданий на выбор
1.Найти и выписать 2-3 предложения, в которых содержится ответ на вопрос: «Как животные реагируют на появление детей в лесу?» (по  сказке – были Пришвина); 2-3 глагола разберите морфологически.    2. Нарисуйте рисунок к одному из эпизодов сказки-были : «Ель и сосна», «Клюква», «Настя и змея». Подпишите рисунок словами из текста. Разберите  2-3 глагола морфологически.   3. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Какую правду нашептал Антипыч Травке?» Разберите 2-3 глагола морфологически.
(Система домашних заданий, их дозировка, выбор, творческий характер. (Эти методы помогают ребенку осознать, что у него, как и у любого человека, всегда есть право выбора.) Объем домашних заданий и степень их сложности соизмеряются с возможностями каждого ученика)
-Будьте здоровы!  Урок окончен! Всем спасибо!  До свидания!
(Важным и наиболее сложным звеном в деятельности учителя является достижение эмоционального контакта. Естественно, что речь идет о положительных эмоциях, которые, будучи самоценностью, выполняют в учебно-воспитательном процессе побуждающую функцию.   Уметь общаться, быть хорошим речевым партнером для учителя – не роскошь и не желаемое приложение, а жизненная необходимость)
   


Комментариев нет:

Отправить комментарий