понедельник, 17 июня 2013 г.

Искусство в религиозной культуре.
(урок по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»,
модуль «Основы мировых религиозных культур»  в 4 классе)
Составитель: Смолёва Н.А.,
учитель МХК, 1 КК

Цель: формирование интереса к традициям религиозного искусства.
Задачи: -познакомить учащихся с жанрами религиозного искусства;
             -воспитывать чувство эстетической грамотности;
             -формировать навыки проектной деятельности.
Ход урока.
Учитель. Добрый день! Мы продолжаем знакомиться с религиозным искусством. Вспомните, как называется изображения Христа, Богоматери и Святых.
Ответ ученика. Икона.
Учитель. Что означает слово «икона»?
Ответ ученика. Образ, изображение.
Учитель. Для чего служат иконы?
Ответ ученика. Перед иконами молятся.
Учитель. Найдите это описание в тексте на 35 странице.
 Ответ ученика. «Перед иконами молятся, совершают поклоны, но при этом кланяются не самому изображению, а тому, кто на иконе запечатлён».
Учитель. Верно. Это важный момент, обратите на него внимание. Теме нашего урока мы сегодня посвятим знакомство со Святым  Наумом. Перед вами иконописное изображение. Прежде чем мы поговорим об иконе, послушайте житие Наума.
Наум, пророк, из 12-ти малых пророков (VII в. до Р.Х.), происходил из Галилеи, из селения Елкоша. Согласно преданию, он умер в возрасте сорока пяти лет и был погребен в родном селении. Главным содержанием книги прор. Наума, входящей в состав Ветхого Завета, является пророчество о падении Ниневии — главного города могущественной Ассирийской державы, с которой евреи тогда находились во враждебных отношениях. Завоевав многие страны: Сирию, Палестину, Египет, Вавилон — Ассирия опустошила эти земли, разрушив десятки городов и поработив сотни тысяч жителей. Все народы смотрели на Ниневию как на ненавистную угнетательницу. Но военные неудачи ждали Ассирию, она пережила поражение сначала во время нашествия скифов, а затем от восставших месопотамских народов. Ликованием встретили угнетенные люди известие о гибели Ниневии в 612.
Книга прор. Наума представляет собой древнюю поэму, написанную красочным и выразительным языком. Одним из главных упований, выраженных прор. Наумом, является надежда на неминуемое возмездие, ожидающее тех, кто преступит Божественные законы: “Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих. Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания” (Наум 1: 2-3).
Учитель. Прочтите на доске пословицы:
«Пришел Наум – пора браться за ум»
«Пророк Наум наставляет на ум»
«Батюшка Наум, наведи меня на ум»
«Один пророк Наум наводит на ум»
«Пророк Наум наставит на ум»
«Пророк Наум и худой разум на ум наведет»
«Наум наведет на ум»
Беседа о созвучии имени Святого и слова ум.
Учитель. Действительно, на Руси Св.Наум был покровителем учения. Пророка Наума русский народ почитал помощником в “умственных и механических занятиях” и называл его Грамотником. Предки наши имели обычай отдавать своих детей в научение со дня св. прор. Наума и 1 декабря обращались к этому пророку с молитвой о его содействии и помощи всем начинающим учиться. В старое время на день прор. Наума отцы семейств начинали учить своих детей грамоте. Для этого заранее условливались с приходским дьячком или другим лицом. Все семейство отправлялось в церковь, где после обедни служили молебен, испрашивая благословение на отрока.
Учитель являлся в назначенное время в дом родителей, где его встречали с почетом и ласковым словом, сажали в передний угол с поклонами. Тут, держа сына за руку, отец передавал его учителю с просьбами научить уму-разуму и за леность угощать побоями.
Мать, по обыкновению, стоя у двери, должна была плакать. Иначе худая молва пронеслась бы во всем околодке.
Ученик, приближаясь к учителю, обязан был сотворить ему три земных поклона. После этого учитель ударял осторожно своего ученика по спине три раза плеткой.
Мать сажала своего сына за стол, вручала ему узорчатую костяную указку, учитель развертывал азбуку, и начиналось велимудрое учение: аз-земля-ер-аз. Мать усугубляла свой плач и умоляла учителя не морить сына за грамотой. На одном азе оканчивалось первое учение.
Учителя после трудов угощали чем Бог послал и дарили подарками. Отец награждал учителя платьем или хлебом, мать — полотенцем от своих трудов. Проводы и угощения продолжались до ворот. На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой. Матушка снаряжала с сынком огромный завтрак и подарок для учителя, который состоял из домашних птиц.
 Русские крестьяне говорили о Науме: “Батюшка Наум наводит на ум” — и верили, что хорошо начинать учить детей не только со дня св. Наума, но и во всякое время года с молитвою к нему.
Учитель. Вот так в религии и в народных традициях дошло до нас знание о Науме. Рассмотрим изображение иконы.
Беседа о канонических особенностях написания иконы. Ученики зачитывают на 35 странице в разделе «Это интересно» как создаются иконы.
Рефлексия. «Ресурсный круг» со словом «искусство».

Учитель. Домашнее задание на 37 странице №5. «Вместе со старшими опишите одно из религиозных сооружений, находящихся в вашей местности. Какие художественные произведения религиозного назначения в нём находятся? Ваш проект будет посвящён любому из храмов нашего города. Форма проекта по выбору: сообщение, презентация, буклет, фоторепортаж. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий