среда, 14 мая 2014 г.

Мораль


Цель: формирование нравственной личности
Задачи: усвоить значение понятий «мораль», «общественное мнение», «добро», «зло», «моральный поступок», «аморальный поступок»; выяснить сходство и отличие морали и права; охарактеризовать общественное мнение и описать механизм eго действия; составить представление о добре и зле в разные исторические эпохи; выяснить соотношение права с добром.
Ожидаемые учебные результаты
Учащиеся должны:
           анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии;
          работать с текстом учебника, дополнительными источниками;
          выделять главное, актуализировать ранее изученное;
          составлять таблицы и схемы;
          задуматься над своими нравственными ценностями;
          вырабатывать навыки работы в группе.
Оборудование: учебник,  тетрадь,  CD-диск.
Форма урока: урок решения нравственных проблем.
Ход урока
I. Орг. момент
II. Повторение
Устный опрос
1.  Что такое наука? Дайте ей характеристику.
2.   Опишите естественные науки.
3.   Опишите общественные науки.
4.    Напишите на доске методы исследования, которые примени ются в науке.
III. Изучение нового материала. Объявление темы, учебных результатов и хода занятия.
1.       Мораль и право.
2.        Общественное мнение и его влияние на человека.
3.        Представление о добре и зле в разные исторические эпохи.
       4.     Право и добро.
Учитель: Зачем человеку законы, право? Неужели нельзя полагаться на совесть? В Древнем Китае философы полагали, что иконы появились после того, как ослабло действие такого естественного регулятора поведения людей, как совесть. И в одной из сказок даже делается предположение, что люди извели совесть наме­ренно, из корыстных побуждений. Вот послушайте.
«Совесть шла по земле. Если она заходила к человеку ночью, он терял сон, сокрушаясь о своих плохих поступках. Многие дурные люди под влиянием Совести раскаивались в зломыслии и бездушии. Многим не нравилось, что Совесть мешает им спать спокойно. И обратились они к самому хитрому человеку.
Тот сказал: «Есть выход. Можно сделать так, что Совесть не сможет приходить к вам. Давайте сочиним законы. Напишем на свитках, что человек должен делать, а чего - нет. Законы будут знать чиновники, а простые люди будут приходить к ним и спраши­вать: можно или нельзя? И тогда все освободятся от Совести, пото­му что на ее упреки станут отвечать: «Поступили так потому, что так в свитках написано». И все тогда будут спать спокойно».
Так и сделали. А специально для Совести включили правило:  «Кто явится ночью тайком в чужой дом, того считать вором и сажать в тюрьму». И в первую же ночь, когда Совесть пришла к высокому сановнику, упрекая его за злоупотребления, тот вызвал стражу, и Совесть заточили в тюрьму».
Вопросы к классу
1.  О чем эта сказка?
2.   Как вы ее понимаете?
3.   Какое отношение она имеет к сегодняшнему занятию?
Учитель: Мы живем в обществе, в котором существуют оп­ределенные ценности и идеалы. Чтобы понять, какой выбор надо для себя сделать, мы опираемся на два регулятора: мораль и право. Что объединяет эти понятия, а что сближает?
Вспомните, что такое право? Какие характерные черты имеет право? Какие ассоциации у вас возникают при слове «мораль»?
Задание
Слушая рассказ учителя, составьте представление о понятии «мораль» и его характерных признаках.
Учитель: В латинском языке слово «мораль» означало «обы­чай», «нрав», «характер», «порядок».
Мораль зародилась в глубокой древности, на заре возникнове­ния человечества. Внимательно наблюдая жизнь, деятельность, по­ступки, нравы, люди тщательно их обдумывали и, наконец, сфор­мулировали четко определенное правило поведения. Это и есть мо­раль - результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей. К морали относятся определенные принципы, идеалы, муд­рые правила, которые жестко регулируют, строго направляют пове­дение людей. К ним относятся принципы любви к человеку, мило­сердия или такие нормы, как «не убивай», «не воруй», «не лги», «почитай старших» и т.д. Эти правила нашли отражение во всех религиях мира - у христиан в священной книге Библии, у мусульман в священной книге Коране, у иудеев в священной кни­ге Торе, в древних буддийских, индийских, китайских верованиях.
В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом - дьявол. Каждый из них нашептывает человеку, как ему поступить, и имеет убедительные доводы и аргументы.
Практически ежедневно мы стоим перед выбором - протянут, руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается, пройти мимо бездомной собаки или накормить ее, угостить то­варища своим завтраком или съесть его самому. Часто жизнь задает нам непростые вопросы, и тогда мы обращаемся за помощью к тем моральным нормам, которые уже выработало человечество.
Следовательно, мораль - это неписаные правила, которые обычно сформулированы в абстрактной, неконкретной форме. Например, библейский принцип «не убий» учит нас признавать цен­ность жизни каждого человека, призывает к гуманному отношению к людям. Это общий принцип, который распространяется на все че­ловечество в целом, а не на конкретное лицо и конкретный случай.
Регуляторами моральных поступков людей становятся совесть и общественное мнение.
Мораль не только осуждает поступки человека, но и вмешива­ется в мир его чувств. Мысли и чувства человека, согласно морали, должны быть чисты.
Вопросы к классу
     Каково происхождение слова «мораль»?
      Как и когда она зародилась?
     Что такое мораль?
      Какими характерными чертами она обладает?
      Каковы ее сходства с правом?
      Каковы отличия морали от права?
(По ходу проверки задания на доске и в тетрадях учеников создается таблица.)
Право и мораль

Вопросы для сравнения
Право
Мораль
1. В чем выра­жается?
В законах государства.
В правилах поведения, уста­навливаемых в обществе в со­ответствии с представлениями о долге, чести, справедливости.
2. Как поддер­живается?
Силой государства.
Силой общественного мнения, обычаев, убеждений.
3. Каковы по­следствия на­рушений?
Наступает юридическая ответственность, четко определенная в законо­дательных актах.
Осуждение окружающих, «уг­рызения» совести, диском­фортное психическое состоя­ние самого человека.
4. Что регули­рует?
Деятельность (активное или пассивное поведе­ние) человека, органи­зации, государства в различных сферах об­щественной жизни.
Поступки людей, мысли, чув­ства, выраженные в опре­деленной форме.

Учитель: Попробуйте сформулировать собственное опреде­ление понятия «общественное мнение».
(Выслушиваются мнения учеников.)                                                                Учитель: Как оно действует?
(По мере высказывания предположений на доске формируется схема.)
Учитель: Какое влияние оно оказывает на человека? Приве­дите примеры, объясняющие вашу точку зрения.
(По мере высказываемых версий на доске появляется план ответа на вопрос)
Степень влияния общественного мнения на человека
         Общественное мнение ставит оценки поступкам людей с точки зрения добра и зла. Оно определяет, что такое хорошо, а что такое плохо.
         Общественное мнение влияет на нашу практическую дея­тельность. Когда мы что-либо оцениваем как добро, мы к этому стремимся, и наоборот.
         Общественное мнение изменяет самого человека, помогает искать истинные ценности.
         Общественное мнение регулирует нашу жизнь, отношения между людьми.
         Общественное мнение воспитывает людей
Учитель: Скажите, а всегда ли общественное мнение спра­ведливо? Бывает ли так, что общественное мнение играет реакци­онную роль, охраняет устаревшие, изжившие себя нормы, тради­ции, привычки?
Как вы понимает выражение: «Злые языки страшнее писто­лета»?
Как же тогда должен вести себя человек? Сформулируйте пра­вила поведения человека в обществе.
(После обсуждения делается вывод.)
Учитель: Таким образом, человек, живя в обществе, должен, конечно, прислушиваться к общественному мнению, но он также должен уметь правильно его оценивать. И если мнение неправиль­ное- следует протестовать, бороться против него, идти наперекор ему, защищая истину, справедливость, человеколюбие.
3. Представление о добре и зле в разные исторические эпохи.
Учитель: Итак, в основе морали и права лежат представле­ния людей о Добре и Зле. В соответствии с ними выделяют поня­тия «высокоморальный человек» и «аморальный человек».
Разбейтесь на группы и составьте «портрет» высокоморального человека и аморального человека. Работу представьте в виде схемы.
(Презентация работы групп.)
Учитель: А когда и как зародились у людей представления о добре и зле? Предлагаю провести исследовательскую работу.
Задание
Работая с дополнительным материалом, ответьте на вопросы.
Дополнительный материал
Моральные нормы в Древней Греции и Древнем Риме
Идеальным человеком в античной Греции был «калос кагатос» (красивый и добрый). Предполагалось, что такой человек должен быть мудрым, справедливым, храбрым, а также благородным, прав­дивым и дружелюбным. Скромность была совсем не обязательным качеством. Для римлян главным была не красивая внешность, а прекрасные манеры поведения. Они проявляли уважение к бедным и богатым, и начальникам, и рядовым в равной мере.
Вопросы к классу
     Когда зародились представления о добре и зле?
      Как это происходило?
     Опишите представления о добре и зле первобытных людей.
      В чем были недостатки подобных представлений?
      Как меняются взгляды на добро и зло в период разложения первобытного строя и зарождения классового общества?
     Что вы можете сказать о моральных оценках Древней Греции и Рима?
Согласны ли вы с действиями спартанского правителя Ликур- га? Свое мнение объясните.
8. Проанализируйте представления людей о добре и зле на ран­них ступенях человеческого развития.
(Подводятся итоги, и делаются выводы.)
4. Право и добро.
Задание
Учитель: Право и добро. Давайте сравним эти два понятия.
Открыли учебники (работа с учебником). Внимательно прочитайте, ответьте на вопросы и сделайте выводы.
Вопросы к классу
1.  Какие цели ставят перед собой право и добро?
2.   Назовите их общие принципы?
3.   Что отличает добро и право?
4.       Приходят ли они иногда в противоречие между собой? В каких случаях это возможно? Приведите примеры.
Учитель: Гарантирует ли знание законов, знание права, что человек непременно станет их исполнять? Конечно, нет. И тому есть масса примеров. Вспомните легенду о Моцарте и Сальери, когда безнравственное чувство зависти заставило Сальери пойти на преступление.
Или что заставило дочь американского газетного короля Патри­цию Херст, у которой было решительно все, чтобы она ни пожела­ла, собрать банду и грабить банки, убивая при этом людей?
Как же сделать так, чтобы право и мораль дополняли друг дру­га? Давайте поразмыслим над этим. Ваши предложения.
(Учащиеся высказывают версии.)
Учитель: Да, ребята, на сегодня нет никаких законодатель­ных, общественных и других гарантий соблюдения моральных норм. Гарантии - в каждом конкретном человеке, в свободе его вы­бора. Задумайтесь над этим.
IV.  Закрепление.
Подведение итогов занятия
Учитель: Объясните смысл понятий «мораль», «право», «мо­ральный поступок», «аморальный поступок».
Продолжите фразы: «Всеобщее осуждение окружающих вызы­вает. ..», «Человека в обществе будут уважать за...».
Если человек нарушил права-нормы, его наказывают, а если он со­вершил некрасивый поступок, в чем будет заключаться его наказание?
Как вы понимает выражение: «Нравственность - это больше, чем хорошие привычки»?
Как вы понимаете старинные поговорки о добре и зле: «Добро­му Бог помогает», «За добро добром платят», «Добрый скорее дело сделает, чем сердитый», «Тому тяжело, кто зло помнит».
Как вы думаете, чем различаются следующие высказывания, принадлежащие разным людям: «Я никогда не оправдывал себя», «Я никогда не жалел о том, что делал другим»?
Существует притча: «Старательный дровосек честно собирал хворост, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только од­но от него скрывали: хворост шел на костры инквизиции, где сжи­гали людей». О чем эта притча?
V. Домашнее задание: выучить § 22 учебника,  устно вопросы 1-4 и творческое задание.
Творческое задание: народная мудрость гласит: «Мораль начи­нается там, где один человек позаботится о другом». Как вы пони­маете это утверждение? Раскройте его смысл.
VI.  Итог.

Литература.
1. Учебник для 6 класса «Обществознания». А.И. Кравченко, Е.А. Певцова.  М. «Русское слово», 2008.
2. Поурочные планы по учебнику для 6 класса «Обществознания». А.И. Кравченко, Е.А. Певцова.   Н.С. Кочетов. Волгоград: Учитель, 2007.
3.История Древней Греции.  НН Трухина. М.  «Русское слово, Владос», 1996.
4. Обществознание. Человек в обществе. Салягина ЕН. М. «Вентана-Граф». 2006.



Комментариев нет:

Отправить комментарий