среда, 14 мая 2014 г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


Упражнения для разных этапов уроков с целью закрепления и повторения орфографических тем.
Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья детей, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды, условия жизни ребенка. Они предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, умение заботиться о себе. . 
Занимательные дидактические материалы помогут учителю организовать предметный урок по повторению орфографии как урок здоровья. Это необходимо для воспитания у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, для формирования представления о здоровье как ценности, для мотивации на ведение здорового образа жи
Цели и задачи упражнений:
- Сформировать у учащихся представления о здоровом образе жизни, стойкое неприятие вредных привычек;
- Сформировать собственную активную позицию в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;   
- Пробудить внутреннюю мотивацию на ведение здорового образа жизни;
- Систематизировать знания по наиболее трудным ранее изученным орфограммам.
Формы организации учебной деятельности:
- групповая;
- фронтальная
Методы и технологии обучения:
- исследовательских и проблемных заданий;
- самостоятельной работы со словарями;
- здоровьесберегающие технологии.
Оборудование:
Мультимедиапректор, орфографический, толковый словари, фонограмма музыки П.И. Чайковского «Времена года»
Упражнение №1
1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: компьютер – это хорошо или плохо? Выделите знакомые орфограммы.
Компьютеры настолько прочно вошли в нашу жизнь, что на тех, кто не умеет быть с ним на «ты», смотрят искоса. Компьютерные игры развивают быстроту реакции, память и внимание, логическое мышление. Также они учат добиваться своей цели, совершенствовать интеллектуальные навыки. Но при несоблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для детей и взрослых, могут стать вредными для них. Ребенок до 6 лет не должен проводить за компьютером более 10–15 минут – и то не каждый день. Для детей в возрасте 7–8 лет ограничение составляет 30–40 минут в день. В 9–11 лет можно находиться за компьютером не более часа-полутора. Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, а также к психологической зависимости от виртуального мира.
Упражнение № 2. Словарный диктант «Болезни». Расскажите об одной из них. Как их избежать?
Ангина, коклюш, корь, ветрянка, краснуха, свинка, скарлатина, дизентерия, острое респираторное заболевание, анемия, отит, конъюнктивит, тонзиллит.
Упражнение № 3. Запишите словосочетания, объясните глагольные суффиксы.
Советоваться  с  врачом,  заведовать  поликлиникой,  осматривать  больного,  оказывать  помощь,  обрадоваться выздоровлению, проповедовать здоровый образ жизни.
Упражнение № 4. Проверочный диктант ( Используется метод работы в парах – взаимопроверка. Учитель выступает в роли консультанта). 
Сейчас многие ребята увлекаются сладкими газированными напитками. Вы даже можете назвать некоторые из них. Но знаете ли вы, что домохозяйки считают шипучку отличным чистящим средством: она прекрасно справляется с ржавчиной, известковым налетом и отложениями кальция? А индийские фермеры используют пепси-колу и кока-колу, чтобы защитить свои рисовые плантации от вредителей. По их словам, напитки стоят дешевле пестицидов, а действуют точно так же.

Упражнение № 6. Творческое задание.
Напишите антирекламу сладких газированных напитков.
Если ржавые гвозди поместить на несколько часов в колу, а в чайнике с кальциевым наростом на стенках вскипятить лимонад, ржавчина с гвоздей сойдет легко, а налет после первого же кипячения останется  лишь на нагревательном элементе чайника.
Упражнение № 6. Вставьте пропущенные буквы, используя этимологический словарь (Индивидуальная работа по карточкам).
К…сель – общеслав. кисати – «киснуть».
В…тчина – искон. ветхий – «старый».
В…тамин – лат. vita – «жизнь».
Кабач…к – от тюрк. кабак – «тыква, кабачок».
К…пуста – от лат. caput – «голова».
Упражнение № 7. Распределите слова и словосочетания в три столбика в зависимости от содержания в них 1) белков и жиров, 2) углеводов, 3) витаминов и минералов ( Групповая работа по вариантам). Возможно использование таблиц с данными.
М…локо,  хлеб,  м…кароны,  каши,  рыба.  сыр,  к…ртофель,  крупы,  сух…  фрукты,  сах…р,  м…рковь, сла…кий пер…ц, шп…нат, см…родина, к…пуста, р…стительное масло, м..рг..рин, рис, м…ндаль, овсян(нн)ая крупа, яйца, …бл...пиха.
Упражнение № 8. Запишите словосочетания, раскрыв скобки. Подчеркните блюда, особенно полезные для здоровья.
Жарен(нн)ые грибы, поджарен(нн)ый картофель, жарен(нн)ый с рисом индюк, мочен(нн)ые яблоки, мочен(нн)ая в кадке капуста, копчен(нн)ая колбаса, копчен(нн)ый в углях окорок.
Вспомните правило правописания Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Упражнение № 9. Представьте, что вы хозяин магазина «Здоровое питание». Составьте ассортимент товаров вашего магазина.
Упражнение № 10. Пользуясь этимологической справкой, дайте толкование следующих слов: 
ароматерапия, фитотерапия, гирудотерапия, апитерапия, гидротерапия.
Арома (aroma –древнегреч.) – душистое вещество;
Терапия (therapia древнегреч.) – лечение;
Фито (phyton древнегреч.) – растение;
Гирудо (hirudo –лат.) – пиявка;
Апи (apis –лат.) – пчела;
Гидро (hydor –греч.) – вода.
Упражнение № 11. Напишите правильно:
зап…вать лекарство – зап..вать куплет; разв…вается болезнь – разв…вается флаг;
посв…тить жизнь медицине – посв…тить фонариком; ож…г руку – ож…г руки;
ч…стота пульса – ч…стота помещений; пос…деть от горя – пос…деть на лужайке;
дозы очень м…лы – приходилось стоять на м…лу; зак…лять организм – нак…лоть дровишки.
Какое правило применяли вы , выполняя данное задание?
Упражнение № 12. Комментированное письмо.
Великий физиолог Иван Павлов говорил: «Не пейте вина, не отягчайте сердце табачищем и проживете столько, сколько жил живописец Тициан» (99 лет). 
Упражнение № 13. Пофантазируйте и сочините «вредные» советы на следующие темы: «Как заболеть простудой»,
«Как быстро состариться», «Как стать близоруким».
Упражнение № 14. Орфоэпическая минутка.  Расставьте ударение.
Диспансер, запломбировать, коклюш, медикаменты, физиотерапия, тромбообразование, средства, ветеринария, санитария.
Упражнение № 15. Минута релаксации. Звучит музыка из альбома П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь». На экране – осенние пейзажи. 
Какое впечатление произвела на вас музыка, пейзажи золотой осени? Почему для здоровья человека так важно общение с природой?

Комментариев нет:

Отправить комментарий