среда, 14 мая 2014 г.

Урок музыки с применением здоровьесберегающих технологий


Класс: 3
Автор-составитель:  Омелькова Т. С., учитель музыки МАОУ Приданниковской СОШ 1 КК

Тема урока: День полный событий. Музыкальные жанры
.
Тип урока: обобщающий
Цель: обобщить полученные детьми на прошлых уроках знания о музыкальных жанрах.
Задачи:
  1. Создать ситуацию успеха для развития у обучающихся способностей определять характерные особенности музыкальных жанров (симфония, концерт, опера, балет).
  2. Формировать слушательскую музыкальную культуру обучающихся.
  3. Воспитывать любовь и интерес к разным музыкальным жанрам.
  4. Способствовать укреплению и сохранению психического и физического здоровья обучающихся через применение здоровьесберегающих технологий
Структура урока:
  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний учащихся.
  3. Основная часть:
    1. Анализ музыкальных произведений
    2. Музыкальная гимнастика.
    3. Применение знаний на новом музыкальном материале
    4. Здоровьесберегающие технологии.
    5. Вокально-хоровая работа.
  4. Итог урока. (Рефлексия)
Методы и приемы:
  1. Словесно-индуктивный (беседа).
  2. Наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения).
  3. Наглядно-слуховой.
  4. Создание эффекта удивления и ситуации успеха.
Музыкальный материал:
  1. П.И. Чайковский. Фрагмент симфонии № 4.
  2. П.И. Чайковский. “Танец маленьких лебедей” из балета “Лебединое озеро”.
  3. Д.Верди. “Песенка Герцога” из оперы “Риголетто”.
  4. А.Вивальди. Концерт для скрипки с оркестром “Весна”.
  5. В.А. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром.
  6. Д.Б. Кабалевский. “Улица хмурится”.
  7. Г.Струве “У моей России”.
Оборудование урока:
  1. Фортепиано.
  2. Музыкальный центр, диски.
  3. Хрестоматия.
  4. Компьютер, проектор, экран.
  5. Презентация Power point
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Прогнозируемый результат
1.Организационный момент
Приветствие учителем учеников и гостей,
учениками гостей урока
Психологический настрой:
Прозвенел звонок для нас,
Все вошли мы дружно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем,
И скорей урок начнем.
– Тема сегодняшнего урока является для вас пока тайной. Ваша задача в течение урока разгадать ее. Для этого предстоит пройти путь по известному и загадочному маршруту.
Настраиваются на восприятие.
Создание рабочего настроя
2.Актуализация знаний
Вступительная беседа:
– Вспомним некоторые известные вам произведения.
Проблемная ситуация: определение темы урока.
Анализ музыкальных произведений
Прослушивание и анализ музыкального произведений: П.И.Чайковский “Симфония № 4”, П.И. Чайковского “Танец маленьких лебедей” из балета “Лебединое озеро”.
Определение музыкального жанра.
Приложение 1
Слушание и определение жанров.
Слайд 1


Слушают, определяют состав исполнителей, характер произведений, делают выводы.
Слайд 2
Слайд 3
Приложение
Самостоятельное определение жанров

Правильное          определение            музыкальных жанров
Музыкальная гимнастика
Ритмотерапия.
Выполняют музыкально-ритмические упражнения.
Слайд 4
Снятие умственной перегрузки и утомления
3.Основная часть
Применение знаний на новом музыкальном материале
Знакомство с произведением Д.Верди “Песенка Герцога” из оперы “Риголетто”.
Слушание скрипичного концерта А.Вивальди “Весна”, фортепианного концерта В.А. Моцарта.
Слушают и определяют жанры, делают сравнительный анализ
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
.
Опираясь на свой слушательский опыт, ориентируются в музыкальных жанрах.
Здоровьесберегающие технологии
Артикуляционная гимнастика.
Упражнения: “Хомяк” (язык поочередно упирается в правую и левую щеки, задерживаясь в каждом положении на 3–5 секунд);
“Кружок” (рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой);
“Лошадка” (улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка “лошадка цокает копытами”);
“Самовар” (сжать губы, надуть щеки, удержать воздух 2–3 секуны и выпустить через губы, произнося: “Пых!”);
“Толстячки-худышки” (ребенок поочередно надувает и втягивает щеки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3–5 секунд);
“Пароход” (слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук “ы”: “ы-ы-ы”);
“Покусаем язык” (улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Покусывать кончик языка – покусывать середину языка – покусывать язык, продвигая его постепенно вперед-назад. Во время выполнения упражнения произносить: “та-та-та”);
“Чистим зубы” (Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны верхних и нижних зубов, имитируя чистящее движение. Так же “чистим” нижние и верхние зубы с внутренней стороны).
Дыхательная гимнастика (укрепляет дыхательные мышцы, способствует ощущению опоры на дыхании, тренирует артикуляционный аппарат; можно использовать как дыхательную гимнастику для отдыха в процессе урока).
Упражнения:
№ 1. Короткий вдох по руке учителя и длинный замедленный выдох со счетом: 1, 2, 3, 4, 5… С каждым разом при повторении упражнения выдох удлиняется за счет увеличения ряда цифр и постепенного замедления темпа.
№ 2. Короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания, медленный выдох со счетом. При этом дети должны стремиться сохранить нижние ребра в положении вдоха, т.е. раздвинутыми.
№ 3. Короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания, по руке учителя с мягкой атакой звука спеть один звук в пределах зоны примарного звучания и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом. Сначала звук продолжается 2–3 с, затем постепенно удлиняется. Нижние ребра фиксируются в положении вдоха.
Логоритмическая гимнастика (форма активного отдыха для снятия напряжения после долгого сидения).
Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.
Упражнения на укрепление опорно-двигательного аппарата по методике В.Ф.Базарного (осуществляет вхождение ребенка в телесную вертикаль).
Использование режима динамических поз:
  1. Исполнение песни стоя.
  2. Исполнение песни с гимнастической палкой за спиной стоя или сидя.
Гимнастика для глаз по методике В.А.Ковалева (снимает зрительное утомление и укрепляет зрение).
Тренажер: “Видеоазимут” (Может лежать на парте или в виде большого панно на стене. Пробежать взором рисунок прямоугольника по часовой стрелке. Головой двигать нельзя – работать только глазами. “Рисовать” без остановок несколько раз. Затем все делается в обратную сторону. Закончив “рисовать” глазами прямоугольники, делать следящие движения глазами по диагонали одной и затем по другой. Перейти на просмотр вертикали и горизонтали. Выполнять непрерывно с максимальной скоростью, фиксировать угловые точки-ориентиры небольшой задержкой внимания на них).
Выполняют оздоровительные упражнения для подготовки к пению и
снятию эмоционального и физического напряжения.

Развитие артикуляционного, речевого, опорно-двигательного аппарата, снятие эмоциональной разрядки, утомляемости глаз.
Вокально-хоровая работа
Фонопедический метод развитие голоса по системе С.В. Емельянова.
Исполнение попевки Д.Б.
 Кабалевского “Улица хмурится”.
Исполнение песни Г. Струве “У моей России”.
Исполняют заданные произведения под руководством учителя.
Слайд 8
Слайд 9

Владение вокально-хоровыми навыками
4.Итог урока
Рефлексия
–Какие произведения звучали на уроке?
– Сумели ли вы определить тему нашего урока, разгадать тайну?
Кроссворд:
  1. Музыкальный спектакль, сюжет которого выражается языком танца.
  2. Музыкальное произведение для
  3. инструмента-солиста и симфонического оркестра.
  4. Музыкальный спектакль, основанный на вокальном искусстве.


Отвечают на вопросы.




Слайд 10
Закрепление пройденного материала, определение темы урока.

Комментариев нет:

Отправить комментарий