Сегодня мы поговорим о наиболее часто задаваемом вопросе
родителей детей: "Почему ребенок начинает плохо себя
вести?"
Вариантов ответа несколько. Это и возрастные кризисы, и перенесенная или начинающаяся болезнь, и резкая смена стиля воспитания, сильный стресс. Но чаще причина изменения поведения ребенка проста - это усталость, утомление…
Если ребенок часто утомляется, ослабевает его иммунитет, изменяются психические реакции и, как следствие, часто болеет. Для избежания переутомления необходимо соблюдать режим, но не тот, который описан в книгах, а режим, подходящий именно для Вашего ребенка. Чтобы выработать такой "личностно-ориентированный" режим, нужно уметь прислушиваться к своему ребенку, вовремя замечать признаки усталости, голода, грусти и т.д. Внимательной маме сделать это несложно.
Вариантов ответа несколько. Это и возрастные кризисы, и перенесенная или начинающаяся болезнь, и резкая смена стиля воспитания, сильный стресс. Но чаще причина изменения поведения ребенка проста - это усталость, утомление…
Если ребенок часто утомляется, ослабевает его иммунитет, изменяются психические реакции и, как следствие, часто болеет. Для избежания переутомления необходимо соблюдать режим, но не тот, который описан в книгах, а режим, подходящий именно для Вашего ребенка. Чтобы выработать такой "личностно-ориентированный" режим, нужно уметь прислушиваться к своему ребенку, вовремя замечать признаки усталости, голода, грусти и т.д. Внимательной маме сделать это несложно.
Признаки
утомления, усталости:
·
беспричинный плач,
капризы;
·
малыш начинает тереть
глаза, зевать;
·
нарушается координация
движений, особенно рук;
·
замедляются движения,
появляется вялость;
·
возникают
несвойственные ребенку агрессивные действия: разбрасывает или отбирает игрушки,
кричит, падает на пол и т.д.;
·
может возникнуть
чрезмерная активность, несвойственная ребенку: бесцельно бегает, прыгает,
толкается.
У каждого ребенка есть и свои,
индивидуальные признаки усталости. Ребенок может сесть в уголок, смотреть
"в себя"; появляются круги под глазами; некоторые дети начинают
слишком эмоционально целоваться и обниматься с близкими людьми.
Среди причин утомления наиболее частые: чрезмерная нагрузка на нервную систему (посещение цирка, множество гостей в доме), нарушение суточного режима (пропущенный дневной сон, например), недостаточное пребывание на свежем воздухе, слишком жарко и душно в помещении, шум, необходимость долго ждать (очередь в поликлинике), плохое освещение.
Сначала ребенок устает, потом утомляется (проявляются вышеописанные признаки), а затем следует переутомление - болезненное состояние, требующее медицинской помощи, могущее привести к проблемам развития ( страхи, нервность, болезненность, тревожность, стойкое нарушение аппетита и т.д.).
Среди причин утомления наиболее частые: чрезмерная нагрузка на нервную систему (посещение цирка, множество гостей в доме), нарушение суточного режима (пропущенный дневной сон, например), недостаточное пребывание на свежем воздухе, слишком жарко и душно в помещении, шум, необходимость долго ждать (очередь в поликлинике), плохое освещение.
Сначала ребенок устает, потом утомляется (проявляются вышеописанные признаки), а затем следует переутомление - болезненное состояние, требующее медицинской помощи, могущее привести к проблемам развития ( страхи, нервность, болезненность, тревожность, стойкое нарушение аппетита и т.д.).
Особое внимание нужно уделять детям, которые
начали посещать школу, у которых резко изменилась жизнь (переезд на новое
место, появление нового члена семьи и т.д.). Длительность привыкания
(адаптации) к новым условиям и появление утомления зависит от многих причин:
·
От возраста. Чем
младше ребенок, тем сложнее ему привыкнуть к изменившейся ситуации, тем быстрее
он устает.
·
От темперамента.
Дети-меланхолики и дети-холерики устают быстро, а дети-флегматики дольше
адаптируются к новым условиям.
·
От состояния здоровья.
Физически слабый, легко возбудимый ребенок утомляется быстрее; это же относится
и к детям, недавно переболевшим или начинающим заболевать.
·
От наличия или
отсутствия опыта пребывания в различных условиях (как часто общается со
сверстниками, ездит в гости к бабушке, к знакомым, находится в общественных
местах: цирк, театр, магазин и т.д.).
·
От контраста между
обстановкой дома и в детском саду (другой режим, требования, питание). Чем
больше отличий, тем труднее привыкать ребенку.
·
От разницы отношений
взрослых дома и в детском саду. Если дома ребенку все разрешается, его всегда
выслушивают, уговаривают, а в детском саду воспитатель строгий, требовательный,
может и прикрикнуть, и наказать, то проблемы с адаптацией неизбежны.
·
От умения окружающих
(родителей, педагогов) вовремя объяснить, подбодрить, похвалить, успокоить.
Об
отсутствии утомления и переутомления у ребенка говорит глубокий сон, хороший
аппетит, бодрое, жизнерадостное настроение, активное поведение. Либо сохранение
черт, присущих ребенку в спокойном, бодром состоянии ( особенности засыпания,
аппетита, поведения, присущие именно данному малышу).
Рекомендации
для родителей
ü Чтобы избежать утомления, придерживайтесь следующих правил:
ü Соблюдайте режим.
ü Чаще гуляйте. Хорошо, если прогулка будет длительной (от
двух часов и более, в зависимости от погоды), ежедневной.
ü Чаще проветривайте комнаты, где ребенок спит, играет.
ü Предлагайте новые игрушки, игры.
ü Сон помогает восстановить силы, поэтому желательно
сохранять дневной сон как можно дольше, но не заставляйте спать, если ребенок
не хочет. Он может просто полежать в кровати.
ü Чередуйте спокойные и активные занятия.
ü Не обрывайте резко занятие, интересное для ребенка. Плавно
готовьте его ко сну, прогулке. Нужно заранее предупредить, что скоро малыш
будет кушать, пора заканчивать игру, затем дать время закончить, а потом вести
мыть руки, накрывать на стол и т.д.
ü Дозируйте просмотр телевизора, видео, компьютерные игры. От
этих занятий будет польза, если ребенок не занят ими постоянно, а перемежает их
с подвижными играми.
ü Удовлетворяйте
потребность ребенка в движении, общении, познании нового (посещайте детские
центры, театр, цирк, ходите в гости, гуляйте, но при этом учитывайте
индивидуальные особенности малыша).
Комментариев нет:
Отправить комментарий