Эпиграф:
Чтоб мудро жизнь прожить,
Знать надобно немало.
Два главных правила запомни для начала;
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем с кем попало.
Цели:
1.Воспитать культуру сохранения и совершенствования
собственного здоровья
2. Воспитать негативное отношение к вредным продуктам
питания
3. Сформировать привычку правильно питаться и соблюдать
режим питания
4. Выработать навыки выбора правильных продуктов питания и
составления ежедневного рациона
Ход:
1.Слово учителя.
Сегодня на классном часе речь пойдёт о строительстве вашего организма, т. е. о
его развитии. Мы должны разобраться, из каких “кирпичиков” складывается крепкое
здоровье. Выберите фотографию человека в качестве модели своего будущего.
(Варианты фотографий: успешные красивые сильные молодые люди, молодые родители
с детьми, а также больные, немощные, бедные, одинокие.)
Ребята обсуждают задание и слушают мнения
представителей всех групп. Учитель подводит итог выступлений учащихся.
- Вы опять единодушны в своём выборе: все хотят быть
молодыми, успешными, здоровыми. Никто не сомневается, что успеха в жизни может
достичь только сильный, здоровый, умный человек. А какие “стройматериалы”
необходимы для осуществления лучшего варианта “постройки” здорового организма?
Сейчас узнаем.
При правильном питании человек
меньше подвергается различным заболеваниям и легче с ними справляется.
Рациональное питание имеет также значение для профилактики преждевременного
старения.
У организма есть специальные
регуляторные органы, позволяющие использовать из принятой пищи и усваивать
необходимые питательные вещества, в таком количестве, которое ему
требуется в данный момент. Кроме того, многие вещества человеческий организм не
в состоянии синтезировать в процессе обмена, они должны поступать с пищей,
иначе возникают болезни, связанные с неполноценным питанием.
Питание должно быть
умеренным, разнообразным, сбалансированным по калорийности с учетом затрат на
трудовую деятельность и возрастных особенностей организма.
Детский организм отличается от
взрослого бурным ростом, интенсивным течением обменных процессов. В связи с
этим организм детей испытывает потребность во всех пищевых веществах,
источниках пластического материала и энергии.
Правильное питание обеспечивает
нормальное физическое развитие ребенка, предупреждает возникновение таких
отклонений, как отставание в возрасте, развитие рахита, малокровия, ожирения,
аллергические проявления, расстройства пищеварения. Состояние иммунитета
определяется не столько количественной стороной питания, сколько его качеством
и биологической ценностью, кроме того, рациональное полноценное питание
повышает устойчивость детского организма к резким колебаниям температуры и
влажности воздуха, воздействию различных вредных экологических факторов.
Питание оказывает определенное
воздействие и на развитие центральной нервной системы, интеллекта. В такое
время – время больших перегрузок, значительного потока информации, ускоренных
темпов жизни, возможностей возникновения стрессовых ситуаций – следует помнить,
что правильное питание в детском возрасте во многом содействует формированию
организма, способного преодолеть сложности жизни.
2. А сейчас мы попробуем
проанализировать, как питаетесь вы, насколько ваш рацион способствует здоровому
развитию организма.
Анализ рациона питания учащихся. Наиболее частые
ответы фиксируются на доске.
|
Отметьте продукты, которые вы употребляли вне школы не
менее 2 раз за последнюю неделю.
| |
|
Группа I
|
Группа II
|
|
Хлеб из муки грубого помола или с отрубями, хлебцы,
завтрак из цельных зерновых хлопьев, несладкие каши, макаронные изделия из
твердых сортов пшеницы, рис
|
сдобные булки, пирожки, хлеб из муки высшего сорта,
подслащенные макаронные изделия
|
|
Молоко, твердые сыры, творог, неподслащенные
кисломолочные продукты
|
сгущенное молоко, плавленые сыры, копченые сыры,
глазированные сырки
|
|
Супы овощные, супы на нежирных мясных или рыбных бульонах
|
готовые супы, супы на бульонных кубиках
|
|
Вареная или тушеная индейка, нежирное куриное мясо или
говядина
|
жирное мясо, жирные колбасы, паштеты, копченая и
сырокопченая колбаса, магазинные пельмени
|
|
все свежие овощи и фрукты; тушеные овощи, варенный или
запеченный картофель, зелень, свежие, сушенные или консервированные фрукты
без сахара
|
чипсы, фрукты в шоколаде или глазури
|
|
желе, пудинги на основе молока с фруктовый салат
|
соленые орехи, орехи в сахаре
|
|
черный чай, кофейные напитки, минеральная вода без газа,
безалкогольные напитки без сахара
|
шоколад, кофе со сливками, газированные напитки,
алкоголь
|
Беседа с учащимися:
Проанализируем получившиеся результаты: продуктов какой группы оказалось больше
в вашем недельном рационе?
3. Сегодня вы сами подготовили
интересные сообщения о наиболее распространенных в молодёжной среде продуктах.
Газированная вода и соки
промышленного производства.
Напитки промышленного производства
одинаково сильно провоцируют развитие заболеваний сосудов вне зависимости от
того, содержится в них сахар, или нет. Эксперты из Ассоциации кардиологов
Великобритании проанализировали данные 2.500 человек. В результате было
обнаружено, что люди, употребляющие напитки промышленного производства,
страдают от болезней сердечно-сосудистой системы на 61% чаще тех, кто исключил
их из своего рациона.
При этом выяснилось, что, вопреки распространенному мнению,
напитки без сахара также опасны для сердца и сосудов, как и не низкокалорийные.
Фастфуд.
Любителям всевозможных консервантов, диоксинов, вкусовых
добавок, эссенций, эмульгаторов, подсластителей, канцерогена, острых приправ и
консервов следует знать, что быстрая еда, пришедшая к нам с Запада с красивым
названием "Фаст Фуд", не просто очень вредна для нашего организма, а
просто катастрофически опасна и несет серьезную угрозу нашему здоровью. При сомнительных
плюсах фаст фуда - быстроте приготовления и его особенном вкусе - он обладает
рядом несомненных и очень серьезных минусов. Помимо того, что наш желудок и
кишечник просто-напросто не приучен к такой пище, жирной и тяжелой, она не
содержит никаких полезных веществ, она очень жирная, содержит много калорий.
Куда легче и полезней для нашего организма употреблять в пищу то, что веками
ели наши предки - традиционные каши из различных круп, первые блюда на обед и
множество своих овощей и фруктов, которые несут наименьшую опасность
возникновения на них аллергии. В пунктах питания с подобным названием - вроде
"Макдональдса" или "Кентаки Чикенз" - буквально все
продукты жарения - сэндвичи, гамбургеры, картофель фри и жареные куры -
содержат окисленный холестерин, который способствует ускорению развития
атеросклеротических бляшек на стенках сосудов. Кроме этого, частое употребление
быстрой пищи чревато возникновением сердечных заболеваний, аллергии, ожирения,
диабета, расстройством желудка и печени.
Жевательная резинка.
Основа жвачки - резиновая субстанция из синтетических
полимеров, к которым могут добавлять смолы хвойных деревьев или сок дерева
саподилла.
В жвачке можно найти подсластители, ароматизаторы,
красители, консерванты, загустители, стабилизаторы, глазирователи.
Мы отправили 5 образцов популярной жевательной резинки на
экспертизу в Научно-исследовательский институт питания РАМН. Во всех
содержались заменители сахара в количестве, не выходящем за установленные
нормативами границы. Но есть нюансы. Законы РФ содержание некоторых веществ не
регламентируют. Поэтому, например, показатели таких подсластителей, как
мальтит, ксилит и сорбит, различаются в десятки (!) раз. Сорбит и ксилит в
отличие от мальтита и аспартама - натуральные подсластители. Сорбит часто
получают из винограда, яблок, рябины.
Ксилит - из кукурузных кочерыжек и шелухи хлопковых семян.
Многие думают, что если нет сахара - нет и калорий. Но ксилит и сорбит по
калорийности почти равны обычному сахару. Кроме того, «если злоупотреблять
ксилитом, он может дать слабительный эффект», - говорит Элеонора САХАРОВА,
президент Центра профилактической стоматологии.Что касается аспартама, то
многочисленные исследования обвиняют его в том, что он может угнетать
нервную систему.Американское Федеральное ведомство по контролю за
качеством продуктов питания получило от потребителей тысячи жалоб на аспартам -
это 80% всех жалоб на пищевые добавки. В жвачках «Ментос» и «Орбит» аспартама
оказалось меньше всего. У остальных производителей - в 4-5 раз больше.
«Кстати, по составу детская жвачка практически не отличается
от взрослой», - говорит Роман ГАЙДАШОВ, эксперт ОЗПП «Общественный контроль». -
В некоторых даже содержится аспартам. Различие - в основном во вкусе».
«Многие жуют резинку часами, но максимум - 10 минут 3-4 раза
в день, - продолжает Э. Сахарова. - Когда вы жуёте, полость рта контактирует с
внешней средой - микробы собираются во рту. Использовать жвачку можно лишь
после еды. Иначе выделяется слюна, потом рефлекторно желудочный сок. А пища не
поступает - страдает слизистая оболочка желудка
4. Мы
поговорили с вами о неправильном питании, а теперь посмотрим, какие продукты
необходимо есть, чтобы оставаться здоровым.
Содержание
витаминов в продуктах
|
Название витамина
|
Зачем
он нам?
|
Где
его найти?
|
|
Витамин А
(бета- каротин)
|
Отвечает
за развитие органов зрения, формирование костей, здоровое состояние зубов,
волос, кожи.
|
Овощи
и плоды оранжевого и жёлтого цвета, печень, рыбий жир, яйцо, масло,
сыр.
|
|
Витамин Е
|
Защищает
и предупреждает сердце и сосуды о возможных болезнях
|
Растительное
масло, печень, зелёные овощи, крупы, семена подсолнечника.
|
|
Витамин Д
|
Содержит
фосфор и кальций для зубов и костей
|
Морская
рыба, молоко, яйцо, сыр, шампиньоны.
|
|
Витамин С
(аскорбиновая кислота)
|
Сохраняет
здоровыми дёсны, зубы, сосуды, кости. Противодействует усталости и
образованию вредных веществ в желудке.
|
Цитрусовые,
клубника, сладкий перец, смородина, шиповник, капуста, картофель, киви,
кислые яблоки.
|
|
Витамин В1
|
Укрепляет
нервную систему, повышает аппетит.
|
Свинина,
печень, хлеб грубого помола, рис, чечевица, горох, овсянка, лесной
орех.
|
|
Витамин В2
|
Превращает
вещества в энергию. Отвечает за рост и защиту кожи.
|
Молочные
продукты, кукуруза, куры, мясо, рыба, зелёные овощи.
|
|
Витамин В3
|
Даёт
стимул для правильной работы нервной сердечно-сосудистой систем,
помогает дышать каждой клеточке, нормализует водно-солевой обмен.
|
Печень,
арахис, сардины, скумбрия, говядина, шампиньоны, абрикос, банан,
персик.
|
|
Витамин В6
|
Участвует
более чем в 60 процессах нашего организма, в том числе кроветворения, пищеварения,
обмена жиров.
|
Зародыши
пшеницы, лосось, сардины, соя, цыплята, почки, печень, яйцо, арахис, грецкие
орехи, коричневый рис.
|
|
Витамин В9
|
Участвует
в обмене жиров, белков. Влияет на процесс роста, состояние клеток крови,
необходимых для образования гемоглобина.
|
Соя,
кукуруза, печень, яичные желтки, дрожжи, крупы, морковь, шпинат,
арахис.
|
|
Витамин В 12
|
Чем
больше вы едите белковой пищи, тем больше требуется витамина В12.
|
Мясо,
яйцо, сыр, почки, печень, молоко, творог, сельдь, форель, крольчатина.
|
|
Витамин К
|
Участвует
в процессе свёртывания крови.
|
Зелёные
овощи, яйца, мясо, крупы, капуста, шпинат, творог.
|
|
Фолиевая кислота
|
Необходима
детям в период быстрого роста, основной участник образования гемоглобина и
правильного развития будущего ребёнка (зародыша)
|
Листовые
овощи, дрожжи, печень, арахис, чечевица, апельсины, почки, фасоль, бананы,
брюссельская капуста, брокколи.
|
Анализируя
таблицу, делаем вывод о полезности тех и или иных продуктов по содержанию в них
необходимых организму веществ. Определяем, какие полезные продукты доступны нам
в процессе ежедневного питания.
5. Еще перед нами всегда стоит вопрос: Как часто принимать
пищу?
Нормальное питание – четырехразовое. Важно с детства
придерживаться режима питания, а так же культуры питания. На обед нужно тратить
не менее получаса. Хорошо за стол садиться не в одиночестве. Забудьте во время
обеда о всех неурядицах и проблемах. Не ешьте наспех, кое как пережевывая пищу,
не ощущая вкуса и не получая удовольствия от еды.
6. Закончим наш разговор о правильной еде шуточными стихами,
которые настроят вас на позитивный лад в выборе пищи.
1. Смотрим мы с сестрой рекламу,
А потом теребим маму: «Очень
вкусный «Милки-вэй»,
Мам, купи нам, не жалей,
Ну, купи же йогурт «Чудо»,
Баловаться мы не будем,
Чипсы, жвачки, шоколадки,
Творожки и мармеладки!»
Держалась мама, что есть сил,
А папа взял, да и купил!
Болит живот, по телу пятна,
Во всём реклама виновата!
Зато с сестрой мы неразлучны,
В одной палате нам не скучно!
2.-Я и Шура-
Когда гуляю я босой
По лужам с другом Шурой,
То после «ай», то после «ой»
Лежу с температурой.
Когда мороженых штук пять
Мы с Шуркой вместе съели,
То снова мы, то мы опять
Недели две болели.
Когда нарвали яблок мы
И, не помыв, поели,
То наши с Шуркой животы
Внезапно заболели.
Когда полез за шишками
С соседскими мальчишками,
То с Шуркой «бах», то «ой-е-ей»,
Лежим в кустах с больной ногой.
Когда каникулов пора, Т
о только Шурка, только я
Валяемся в постели –
Все лето проболели.
Скажем с Шуркой дружно:
«Беречь здоровье нужно!»
3.Федотово
горе
Я с утра поел овсянку,
Выпил кружку молока.
На зарядку спозаранку
Убежал, сказав «пока».
Взяв с собою фрукты, сок,
Поспешил я на урок.
Одноклассник мой Федот
Ничего не ест с утра,
Долго спит и на урок
Прибегает впопыхах.
Русский, информатика,
Хор и математика,
Вот уж чтение проходит,
Наш Федот голодный ходит.
Вялый, бледный, недовольный
Возвращается домой,
На обед же ест конфетки,
Запивая их водой.
Я в обед поел окрошку,
Огурцы, компот, картошку.
Все уроки быстро сделал,
На кружок по лепке сбегал.
А Федот в
компьютер глянет -
И во двор его не тянет.
Я успел сходить к дедуле,
Поколоть дрова бабуле.
И на ужин возвратился,
Манной кашей подкрепился.
Лег пораньше я в кровать,
Чтобы утром не проспать.
В то же время друг Федот
Уплетает бутерброд,
Жареной картошки,
Селедочки немножко,
Целую тарелку супа.
Отказаться право глупо
От пельменей и котлет,
Торта, джема и конфет.
После ужина - в кровать.
Там давай Федот икать.
Тошнота, болит живот,
Ноет тело, сон не идет.
И подобное мученье
У Федота каждый день
От того одно леченье,
Но Федоту просто лень
Каждый день пытаться
Правильно питаться!
6. Подведение итогов.
Учащимся предлагается высказаться
по вопросам:
– Что нового и полезного они
узнали?
– Соответствует ли их
представление о правильном питании тому, что они узнали на классном часе?
Комментариев нет:
Отправить комментарий